Найти тему
Абзац

Хрустят журавли: почему нам не жалко терять систему кинопроката

На фоне тревожных вестей о закрытии кинотеатров в торговых центрах в связи с перекрытием голливудской продукции сообщили и ободряющее: насыпать в кинобарах (есть, оказывается, специальное слово) теперь будут не только попкорн, но и индийские бурфи – это такие пряные снеки.

Текст Михаила Дряшина

Фото: Unsplash.com
Фото: Unsplash.com

В советские времена в домах и избах культуры, помнится, популярны были подсолнечные и тыквенные семки в кульках из газеты. Завклубом после сеанса выметал лузгу из-под кресел.

В тренде сейчас крутить старое советское кино и мировую классику. Бог с ней, с интеллектуальной, Тарковского я не касаюсь, но под патриотическое что предпишете жрать? Кукурузу или снеки со вкусом индийских специй?

«Т-34», «Девятаев», «Первый Оскар». Подкрашенное и улучшенное озеровское «Освобождение». Чем под него прикажете хрустеть? А под «Летят журавли»?

Чувствуете, до какого скотского состояния нас низвели, если не сказать «опустили», за последние три с половиной десятилетия? Помню, с какой гордостью во второй половине восьмидесятых демонстрировали первые появившиеся в СССР агрегаты по получению жареной кукурузы «под кино». Было это в Киноцентре на Красной Пресне. Потом Киноцентр вместе с Музеем кино накрыли медным тазом, и его место занял печально известный ночной клуб «Арлекино».

Потом кино уже намертво отождествили в массовом сознании со жратвой и шопингом, перенеся кинотеатры в торговые центры. Вырастили зрителя с кульком, который не смотрел, а зырил приколямбы и всякое мочилово.

Фото: Unsplash.com
Фото: Unsplash.com

Потом такие же приколямбы стали снимать и на русских киноплощадках. Получалось с трудом. Приученный к клюкве народ всё равно валил на американское.

И вот Америку прикрыли. Вместо неё пытаются пропихнуть Китай, Латинскую Америку, Индию. Оттого, кстати, и бурфи.

Давно доказано, что классики советской политэкономии были в корне неправы: не спрос рождает предложение, а наоборот. К чему приучишь аборигена, то он и полюбит. Приучишь к пакости – потащит в рот и её. Задача коммерсанта – создание не товара под потребителя, а потребителя под товар.

У обработанного населения теперь натуральная ломка. Оно же к супергероям привыкло, ну и поржать под кукурузу. Прокатчики рвут на себе волосы и требуют у государства 6,5 млрд рублей. Дескать, «люди привыкли смотреть в кинотеатрах фильмы-события» (Дмитрий Нартов, гендиректор «Киномакса»), а тут, понимаешь, ни фильмов, ни событий. События-то у них все за океаном, и вообще солнце встаёт на Западе.

Один за другим тухнут очаги культуры. Но почему-то не жалко. В конце концов, киносети – не градообразующие предприятия. В каком-то смысле закат кинотеатров даже на пользу. Рассадники слабоумия и инструмент чужой мягкой силы. Как принято говорить в подобных случаях, умер Максим, да и буй с ним.