Дисплей с VRR (Variable Refresh Rate) может в реальном времени регулировать частоту обновления экрана для её синхронизации с источником сигнала. Как правило, это игровая консоль или ПК, но это может быть и видеоплеер. VRR поддерживается на ПК, Xbox One S/X и Xbox Series S/X, а также Sony PlayStation 5 (после недавнего обновления).
Это контрастирует с фиксированной частотой обновления, являющейся нормой для телевизоров, которые исторически обновлялись с частотой 60 или 120 Гц в Северной Америке (и других регионах NTSC) и 50 или 100 Гц в Европе (и других регионах PAL). Современные телевизоры могут обновляться со всеми этими фиксированными частотами обновления - а иногда и с другими частотами обновления - в зависимости от исходного сигнала.
Однако игра, запущенная на игровой консоли или ПК, не всегда имеет фиксированную частоту кадров. Некоторые игры работают с "разблокированной" частотой кадров, что и требуется для использования преимуществ VRR. Конкретная игра может работать со скоростью 120 кадров в секунду в диалоговых сценах, но снижаться до 50 кадров в секунду или ниже в экшн сценах. Настройка ПК или игровой консоли для вывода изображения в режиме VRR через HDMI сообщает совместимому телевизору, что он также должен работать в режиме VRR, то есть регулировать частоту обновления в режиме реального времени, чтобы соответствовать выходному сигналу источника в любой момент времени.
VRR обеспечивает такие преимущества, как устранение "разрывов" (когда изображение ненадолго разбивается на два сегмента), снижение "input lag"-а (время между нажатием кнопок и действием на экране) и более плавный игровой процесс с уменьшением дрожания. VRR также облегчает разработчикам игр переход свыше 60 кадров в секунду(поскольку даже 70-80 кадров в секунду представляют собой заметное улучшение). Без VRR разработчикам игр пришлось бы переходить к фиксированному режиму вывода 100 или 120 Гц.
Режим VRR в телевизорах
К сожалению, VRR сегодня не лишен недостатков. В ЖК-телевизорах система локального затемнения либо полностью отключена, либо критически ослаблена, поскольку локальное затемнение требует анализа изображения, что способствует задержки изображения, а это работает только с пакетными медиа (фильмы, сериалы и т.д.).
Фактически это означает, что современный ЖК-телевизор в режиме VRR более или менее сводится к обычному ЖК-телевизору без локального затемнения с гораздо более низкой контрастностью. Многие ЖК-телевизоры недостаточно быстры, время отклика слишком медленное, чтобы в полной мере использовать преимущества 60 кадров в секунду+.
OLED-телевизоры лучше подходят для VRR, поскольку они имеют гораздо более высокую собственную контрастность, гораздо более быстрое время отклика и управление светимостью/цветностью на уровне пикселей, но режим VRR все равно может вызвать повышение черного и мерцание в играх с низкой частотой кадров из-за того, что телевизоры были изначально оптимизированы для 120 Гц.
Как правило, для достижения наилучшего качества изображения и впечатлений от работы в режиме VRR, необходимо, чтобы данный дисплей использовал как можно меньше таких функций, как локальное затемнении. Это связано с тем, что в режиме VRR панель телевизора отключает большинство своих обработок. Мы рекомендуем для игр с VRR технологию самоизлучающих дисплеев, например, WOLED, QD-OLED или microLED.
Следует также отметить, что не многие AV-ресиверы или саундбары поддерживают сквозную передачу VRR, поэтому следует стремиться подключать ПК или консоль непосредственно к порту HDMI 2.1 телевизора, а затем использовать выход HDMI eARC телевизора для передачи звука на ресивер/саундбар.
Три формата VRR
На рынке телевизоров существует три вида VRR:
- HDMI 2.1 VRR
- AMD FreeSync
- Nvidia G-Sync Compatible
Системы AMD и Nvidia уже много лет работают по стандарту DisplayPort. Новым достижением стало то, что теперь они также работают через HDMI 2.1 (FRL) с частотой до 4K 120 Гц. Системы улучшения, такие как LFC (компенсация низкой частоты кадров), зависят от источника.
Важно принимать во внимание частотный диапазон. Если у данной модели телевизора частотный диапазон 48-120 Гц, это означает, что панель может обновлять изображение только при частоте 48 Гц или выше (до 120 Гц). Если, например, в игре частота кадров упадет до 46 кадров в секунду, вы уже не сможете получить все преимущества VRR. Так же не все телевизоры с поддержкой HDMI 2.1 поддерживают VRR.