Найти тему

Архип Осипов. Имя простого солдата на карте России

(продолжение серии заметок «Вспоминаем ныне забываемых славных россиян и их дела»)

«Действуя по возложенному на него долгу, человек не ждёт какой-то оценки или одобрения со стороны, он просто его исполняет, а совершённый им при этом подвиг, оценивает уже История и навечно оставляет его в своих анналах»

Каждый век имеет свои особенности. В начале семнадцатого века, как известно, в России уже сложилось централизованное ядро государственности, со всеми атрибутами управления и власти. В дальнейшем, наряду с укреплением центральных регионов страны, российские великие князья, цари, а затем и императоры, активно расширяли территорию России, как говорится, на все четыре стороны света – на запад и на восток, на север и на юг. Обосновывалось такое расширение в основном военно-политическими или экономическими соображениями. При всём этом, проводя расширение своей территории, Россия практически никогда не применяла, как сегодня ей пытаются приписывать недружественные нам зарубежные страны силу и обман. Если говорить о северо-кавказском и черноморском направлениях расширения российской территории, то они начались впервые в конце семнадцатого века в ходе Русско-турецкой войны 1686-1700 годов. Россия, как известно, начала эту войну в основном для защиты своих южных земель от нападения со стороны Османской империи. В конечном итоге, в почти трёхвековой схватке с Османской империей, в конце девятнадцатого века Россия «поставила» эту зарвавшуюся в своих амбициях империю, как говорится на место, взяв под свой контроль и государственное управление территории Крыма, Северного Кавказа и северного побережья Чёрного моря.

На Северном Кавказе и на северном побережье Чёрного моря, вытеснив остатки османских войск и приступив к обустройству этих территорий, начиная с двадцатых годов девятнадцатого века Россия столкнулась с проблемой, которая наиболее ярко проявилась в середине того же века. Свободолюбивые народы, издревле проживавшие на северных склонах кавказских гор, не приняли политику России по её продвижению в глубины их исконных территорий. Это было также связано и с тем, что основным вероисповеданием местного населения на Северном Кавказе, был ислам. Приход православных русских солдат в те края, пусть и с целью избавления народов Северного Кавказа от османского владычества и насилия, воспринимался жившими там народами, как покушение на основы сложившейся к них мусульманской веры, что совершенно не соответствовало политике проводимой Россией в сфере межрелигиозных отношений.

На предложения России отрегулировать спорные, в том числе и межрелигиозные вопросы миром, вожди горских народов Северного Кавказа не отреагировали. Против продвигавшихся русских войск, они, под знаменем Аллаха, развернули ожесточённое вооружённое сопротивление по всей Черкесии, Дагестану, Чечне, Кабарде и Адыгеи. При этом надо сказать, что все боевые действия северокавказских народов, проходили при интенсивной помощи и поддержке со стороны Османской империи. Вооруженное противостояние России с северокавказскими народами продолжалось несколько десятков лет. В последующем историки назвали этот период, как необъявленная Кавказская война.

Надо заметить, что мусульманская вера стала проникать на Кавказ и насаждаться среди его народов где-то в нашем седьмом веке. Её распространению в том регионе активно способствовал набравший в те времена большую силу и влияние Арабский Халифат – арабско-мусульманское государственно-религиозное объединение народов, проживавших тогда на нынешних территориях Ирана, Ирака, Египта и других государств Средней Азии. Арабский Халифат, как известно, образовался после смерти основателя Ислама Пророка Мухамеда, полное имя которого – Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф, для упрочения мусульманской веры. Арабский Халифат под управлением сменявших друг друга халифов –наместников Пророка Мухамеда на земле, просуществовал в разных формах объединения до середины шестнадцатого века. Из Арабского Халифата при его распаде образовалась в том числе и Османская империя, взяв на себя его ведущую религиозную, политическую, экономическую роль в Малой Азии и на территориях вокруг неё.

Военные стычки защитников российских северокавказских и прибрежных черноморских военных укреплений или укреплённых военных гарнизонов-поселений с воинами Аллаха Северокавказского Имамата или так называемого Малого Халифата, как мусульманского государственно-религиозного объединения народов Северного Кавказа, возглавляемого предводителем и лидером их национально-освободительного сопротивления имамом Шамилем, шли не только во всех предгорных районах Северного Кавказа, но и по всему черноморскому побережью вплоть до Новороссийска.

Шамиль (годы жизни 1834–1859, третий имам Дагестана и Чечни. Единолично руководил всеми военными действиями Северокавказского Имамата против России. В 1859 году сдался в плен и в 1866 году принёс присягу на верность императору Александру II, который 1869 году дал Шамилю потомственное дворянство).

Один из таких укреплённых военных гарнизонов-поселений, называемый Михайловским военным укреплением или Михайловским фортом, находился тогда недалеко от Геленджика в адыгском ауле Псышоп. Михайловский форт при этом, ничем не отличался от подобных ему укрепленных военных гарнизонов-поселений, разбросанных вдоль всего черноморского побережья.

Не исключено, что Михайловский форт так бы и остался безвестным в истории России, упоминавшийся изредка разве только в каких-то исторических архивных исследованиях, если бы не военно-боевое событие, произошедшее в нём 3 апреля 1840 года по старому стилю или 22 марта по-новому.

В этот день небольшое Михайловское военное укрепление, насчитывавшее в своём составе до четырёх сотен солдат и до двадцати офицеров, подверглось внезапной мощной атаке почти трёхтысячного отряда адыгских горцев. Стратегической целью нападавших был захват российского этого прибрежного форта и создание на его месте пункта по доставке морским путём оружия из Турции, с дальнейшей передаче его кавказским горцам. При этом надо сказать, что в феврале того же 1840 года, воины Шамиля уже сумели совершить успешные нападения на подобные Михайловскому военному укреплению Лазаревское и Вельяминовское военные укрепления Черноморской береговой линии, с последующим их захватом.

Сходу ворваться в Михайловское военное укрепление, захватить и перебить его защитников, горцам не удалось. Неравный бой шёл не один час, одна за другой атаки нападавших отбивались залпами пушек картечью и штыками в рукопашных схватках. Но всё же силы двух сторон были не равными, ждать подмоги русским воинам было неоткуда. К закату солнца стены Михайловского военного укрепления были разбиты, а вскоре горцы ворвались и внутрь его.

Среди оставшихся в живых защитников Михайловского военного укрепления был и рядовой солдат Архип Осипов. Видя гибель своих товарищей и осознавая, что шашки горцев не пощадят и его, он бросился к главному пороховому погребу Михайловского форта и взорвал его, погибнув при этом. Воспоминания очевидцев его подвига разнятся между собой. Одни утверждают, что Архип Осипов получил приказ взорвать пороховой погреб Михайловского форта и выполнил его, исполнив свой воинский долг ценой своей собственной жизни, другие считают, что пороховой погреб Михайловского форта Архип Осипов взорвал сам, прокричав подбегая к нему: «Пора, братцы! Кто останется жив – помните моё дело!». В любом случае, как бы ни описывались те действия Архипа Осипова в той боевой обстановке, это был настоящий подвиг самопожертвования во имя победы над врагом.

-2

Взрыв чудовищной силы разметал горцев проникших на территорию Михайловского военного укрепления, погибли и рядом находящиеся с пороховым погребом защитники форта. Стены и все внутренние постройки Михайловского военного укрепления после взрыва порохового погреба были разрушены до основания. Неожиданно захватить Михайловское военное
укрепление и создать на его месте свой военный форт, горцам не удалось. Захватив оставшихся в живых защитников Михайловского военного укрепления в плен, среди которых был и тяжело раненый начальник Михайловского военного укрепления штабс-капитана Николая Лико, горцы покинули место боя. Дальнейшая судьба оставшихся в живых защитников Михайловского военного укрепления так и осталась неизвестной, по отдельным данным многие из них умерли в плену от полученных ран.

Что касается рядового девятой роты Тенгинского пехотного полка Архипа Осипова, ранее награждённого двумя серебряными медалями за участие в войнах с Персией и Турцией, то известно, он родился в семье крепостного крестьянина села Каменка тогда Киевской губернии. Сегодня это село находится в Винницкой области Украины. До своей героической гибели, Архип Осипов почти двадцать лет прослужил в российской армии. Нельзя сказать, что эта служба давалась ему легко. Известно, что на втором году службы Архип Осипов не выдержав её трудностей, совершил побег из полка, был вскоре задержан и нещадно бит ружейными шпицрутенами или металлическими шомполами.

В Тенгинском пехотном полку о подвиге совершённом Архипом Осиповым стало известно не сразу, а только несколько месяцев спустя, после возвращения на родину из плена нескольких оставшихся в живых защитников Михайловского военного укрепления.

Получив в донесениях с Северного Кавказа известия о ходе боевых действий русских войск, в том числе и о подвиге рядового Архипа Осипова, император Николай I распорядился занести имя этого солдата навечно в списки первой гренадерской роты Тенгинского полка и на всех перекличках зачитывать его имя первым, получая ответ: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском военном укреплении». Так в Российской армии появилась новая воинская традиция – зачисление погибших воинов-героев навечно в списки тех воинских частей, в которых они служили. При этом надо сказать, что сегодня в Российской армии насчитывается несколько сотен совершивших подвиги военнослужащих, имена которых навечно зачислены в списки тех или иных воинских частей. Большинство из них удостоились такой высочайшей для военного человека чести за подвиги, совершённые ими в годы Великой Отечественной войны и в разных военных конфликтах.

Со временем Первая гренадерская рота Тенгинского пехотного полка канула в лета, а имя Архипа Осипова, исполнившего свой воинский долг ценой жизни, в истории России не забылось.

В 1876 году на месте взорванного Михайловского военного укрепления был возведён шестиметровый чугунный крест, деньги на отливку которого, собирались по всей России. При этом высота чугунного креста, по распоряжению начальника охраны береговой линии Чёрного моря, была подобрана таковой, чтобы данный крест был виден со всех кораблей, проходящих в том месте морем.

-3

А в основании чугунного креста была установлена мемориальная табличка, раскрывавшая содержание подвига Архипа Осипова.

-4

В 1881 году в центре Владикавказа, в районе тогдашнего расквартирования двадцатой пехотной дивизии, в которую входил Тенгинский полк, на деньги, собранными офицерами и рядовыми дивизии и полка, Николаю Лико и Архипу Осипову был поставлен памятник. К сожалению, в 1917 году он был снесён, как памятник из эпохи самодержавия, но сохранилось его фотографическое изображение.

-5

Адыгский аул Псышоп, в котором располагалось Михайловское военное укрепление, стал со временем станицей Вуланской, названная так по имени протекавшей рядом с ней речки. В 1889 году эту станицу, к тому времени уже ставшей селом, по просьбе её жителей Указом императора Александра III переименовали в Архипо-Осиповку.

В наше время Архипо-Осиповка, с 1960 года – посёлок курортного типа в составе муниципального образования города-курорта Геленджик, известен многим отдыхающим, как уютное курортное местечко на черноморском побережье.

-6

В посёлке есть всё необходимое для любителей спокойного тихого отдыха на Чёрном море – дельфинарий, а как же без него морском курорте, небольшие местные музеи хлеба, вина, космонавтики и ретро-автомобилей. В окрестностях Архипо-Осиповки с горных скал струятся небольшие водопады, там же, уже много веков стоят и знаменитые черноморские дольмены.

-7

Один из дольменов в районе Геленджика (так называют погребальное сооружение из крупных каменных плит и блоков перекрытое плитами)

В ходе экскурсий по посёлку приехавшим на курорт конечно же расскажут и о подвиге Архипа Осипова. Но в рассказах экскурсоводов его подвиг всё же преподносится как-то буднично, повседневно. Кавказская война, как известно, закончилась уже более ста пятидесяти лет назад. Страсти, бушевавшие в её ходе, со временем улеглись, все народы проживающие ныне в Российской Федерации на Северном Кавказе, в том числе и адыги, живут между собой в дружбе и согласии.

Оценивая подвиг Архипа Осипова через годы, можно сказать только одно, рядовые солдаты той эпохи были далеки от имперской политики проводимой Россией на Северном Кавказе, да и слов-то таких не только не знали, но и никогда не слышали. Они просто повседневно исполняли возложенный на них по тем временам воинский долг и многие, как и Архип Осипов, выполнили его с честью, в том числе и ценой своей жизни.

Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 20 мая 2022 года.

Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.

Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!

Обещаю, вас ждёт много интересного!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!

Продолжение заметок следует!