Найти тему
doctor Vainer

КАК ПОВЗРОСЛЕТЬ. РЕЦЕПТ ГАЯ РИЧИ.

Психический инфантилизм – это незрелость личности. Прежде всего он проявляется в слабом развитии эмоционально-волевой сферы и в демонстрации детских сценариев поведения в травмирующих ситуациях. Стратегически быть инфантильным не слишком выгодно. Секреты взросления очень наглядно, метафорично и красиво показал Гай Ричи в своем фильме «Джентльмены».

В фильмах Гая Ричи существует мета-сюжет. Всё начинается с того, что молодые бандиты попадают в финансовую зависимость от старого гангстера. Проще говоря они должны ему деньги. Вернуть долг они собираются украденным у него же даже не догадываясь кто является истинным хозяином награбленного. В течение фильма одна и та же история вновь и вновь показывается глазами разных людей. Но в основе нарратива Гая Ричи не криминальные разборки, а конфликт между молодостью и старостью, будущим и прошлым. Заканчивающий жизненный путь бандит не в состоянии подтвердить свою силу и поэтому должен умереть. Так происходит и в «Карты деньги и два ствола», и «Большом куше», и в «Рок-н-рольщике». Про конфликт архаики и модерна задолго до глубокоуважаемого мною Дмитрия Львовича Быкова заговорил Гай Стюарт Ричи.

Но в «Джентльменах» концепция в корне меняется. Во-первых, главным героем становится повзрослевший гангстер. Во-вторых, украл не он, а у него. И в-третьих, протагонист не убегает, а догоняет. Этими вводными Гай Ричи закладывает фундамент истории о том, что означает изжить инфантильность и повзрослеть.

1. Взять на себя ответственность. Когда Тренер (Колин Фаррелл) понимает кого обокрали его подопечные, он не убегает. Напротив, он идёт к правой руке главного гангстера, его консильери для того чтобы объясниться, попросить прощения, вернуть награбленное и отработать ущерб. В системе 12 шагов существует пункт о инвентаризации личностных ценностей. В рамках четвертого шага пациенту нужно принести извинения тем, кому он причинил зло во время употребления. И компенсировать нанесённый ущерб настолько насколько это возможно. Зависимый всегда инфантилен. Этот шаг - способ повзрослеть и тем самым укрепить здоровую часть личности в борьбе с зависимостью.

2. Способность договариваться. В предыдущих фильмах Гая Ричи правила жизни пожилого гангстера сводились к тому, чтобы всех убить, все деньги забрать и ни в коем случае никаких переговоров! Во многом эта позиция было обусловлена страхом, пониманием того, что тебя скоро съедят. Герой Мэттью Маконахи в «Джентльменах» принципиально иной. Он чувствует себя достаточно сильным для того чтобы не просто «остричь» молодняк, но позволить ему жить, развиваться и расти. Он готов не убивать, а договариваться.

3. Стратегическое мышление. Фрейд определял принцип реальности, как способность вытерпеть меньшее неудовольствие сегодня ради большего удовольствия завтра. Герой Мэттью Маконахи, Микки Пирсон считает, что он ответственен за свою жизнь, что он на неё влияет и отчасти контролирует. Он визионер. То есть способен не только просчитывать будущее, но и выстраивать ситуацию таким образом, чтобы влиять на него. А для этого приходится уметь вытерпеть некоторое количество напряжения, неудовольствия и отрицательных эмоций.

4. Искусство выстроить окружение. Микки Пирсон понимает, что короля делает свита. Он побеждает в том числе и потому, что смог окружить себя правильными людьми. Его правая рука, Реймонд Смит, которого отлично сыграл Чарли Ханнем буквально спасает жизнь главного героя.

5. Гармоничные отношения, семья. В предыдущих фильмах Гая Ричи женщин практически нет. Если они и появляются, то исключительно в качестве реквизита. Наркоманка в «Карты деньги и два ствола» - это «чеховское ружье», которому предстоит выстрелить, причем буквально, деталь пейзажа, но не человек. И уж тем более женщины не принимают участия в жизни главных героев. В Джентльменах всё обстоит иначе. На сцену выходит жена Микки, великолепная Розалинд, сочетающая мягкое обаяние и железную волю. Когда приходят гангстеры для того чтобы её похитить она не только не боится, но ещё и убивает двух из трёх злоумышленников. Мики созрел для того чтобы в его жизни появился кто-то не менее важный, чем он сам. Поняв, что жене угрожает опасность он бросает все устремившись ей на помощь. Чудом выживает в аварии и прибегает для того чтобы покончить с третьим злодеем. Кстати толчок для развития сюжета – это намерение Микки Пирсона продать свой криминальный бизнес для того чтобы сосредоточиться на семье и завести детей.

Вывод очевиден. Для того чтобы повзрослеть придется систематически брать на себя ответственность даже если очень не хочется. Выучиться коммуницировать с людьми, договариваться, продавливать свои интересы. Провести ревизию собственного окружения. Устранить тех, кто снижает качество жизни и включить людей с «психогигиеничными» ценностями, которые жизнь улучшают. Научиться контролировать поведения и терпеть негатив, если это стратегически выгодно. И конечно же начать выстраивать не детско-родительские, но взрослые отношений с противоположным полом.

P.S.

1. Поделитесь этой статей!

2. Отправляйте свои вопросы в директ или в телеграм doctor_vainer!

Ответы в прямом эфире в пятницу, в 12:10 по Москве, в YouTube doctorvainer.

#психология #инфантилизм #психотерапевт #докторВайнер