У главного героя истории существует проблема, которую он хочет решить.
У главного героя истории есть цель, которую он хочет достичь.
Что это такое, и чем отличается цель от проблемы?
Должно быть что-то одно или могут присутствовать оба элемента?
У главного героя появляется проблема и/или цель. Иногда в индустрии этот термин объединяют называя "проблемой/целью героя".
Это то, что находится в самом центре любой истории и должно быть в центре логлайна, синопсиса, заявки и/или питча. Это нечто трудноразрешимое, что имеет первостепенные жизненные интересы — для главного героя, а иногда и для других людей, о которых переживают зрители.
В некоторых историях может показаться, что цели нет, а существует только проблема, и автор может задаться вопросом, нужна ли им активная цель.
В других случаях цель явно присутствует, но особых проблем не возникает. Может ли это повредить истории?
Давайте начнём с первого варианта. Поговорим про проблему главного героя, когда не совсем похоже, что есть какая-то цель, кроме решения проблемы. Этого достаточно для истории?
Если проблема достаточно большая и сложная, и она достаточно важна — и герой постоянно и активно пытается её решить (что приводит к осложнениям и созданию сюжета), тогда я бы сказал "да".
Если проблем нет, я бы сказал, что этого недостаточно для создания истории.
Второй вариант. Может ли у главного героя быть цель, но не быть проблем?
Не совсем. В истории, где преобладает цель, именно то, за чем гонится главный герой (с большими ставками и высокой сложностью), как правило, предназначено для решения большой проблемы. И/или если герои не достигнут цели, у них возникнут большие проблемы. Кроме того, процесс достижения цели создаёт новые проблемы, которых раньше не было. Конфликты и трудности нарастают и усложняются.
История, где "только цель" не работает, если этих вещей нет. Нам не нужен главный герой, у которого есть только "положительные ставки", когда их жизнь станет лучше, если они достигнут цели.
Мы хотим, чтобы у них также были сильные негативные ставки — жизнь сейчас неприемлема и/или будет неприемлемой, если цель не будет достигнута. Отрицательные ставки, как правило, более сильны, чем положительные. Они имеют большее значение для зрителя.
Таким образом, любой подход может сработать, пока главный герой отрезан от достижения своих целей и каким-то образом борется с этим на протяжении всей истории. Это помогает дать зрителям достаточно вескую причину проявить заботу, захотеть пройти путь истории и поставить себя на место персонажа.
Что не работает, так это когда персонаж слишком легко достигает желаемого или побеждает во всём. Иногда я вижу сценарии, где главный герой - умный победитель, который превосходит всех антагонистов, с которыми он сталкивается, и всегда выходит победителем.
Я понимаю, почему авторы так поступают. Многие киногерои крутые и талантливые, и мы фантазируем, что могли бы быть ими.
Однако, чтобы история сработала, герою должны противостоять достойные соперники или противодействующие силы. И это должно происходить постоянно. Герои должны проигрывать — это означает, что проблема сильна, а цель далека — практически до последних секунд кульминации.
Иногда герой - это Джеймс Бонд - крутой парень уже изначально. Но Джеймсу Бонду всегда противостоит суперзлодей, который выглядит так, будто его не победить до самого конца.
Существует огромная проблема, которую нужно решить, и, каким бы крутым он ни был, Джеймс Бонд проигрывает. Он может добиться некоторого прогресса в достижении своей цели, но за этими краткими моментами успеха обычно следуют ещё большие осложнения, разоблачения, растущие ставки, приближающаяся срочность и/или ощущение, что теперь предстоит решить гораздо больше проблем, чем было раньше. Вот как сюжет усложняется.
Вспомним знаменитую цитату Джорджа М. Коэна:
"В первом акте вы поднимаете своего главного героя на дерево. Во втором акте вы бросаете в них камни. В третьем акте вы снимаете героя".
Один из моих коллег недавно рассказал мне о другой версии этой цитаты, которая может быть даже более подходящей для написания сценария:
"В первом акте вы поднимаете своего главного героя на дерево. В акте 2А вы бросаете в них камни. В акте 2B вы поджигаете дерево. В третьем акте вы их уничтожаете".
Я думаю, что это довольно хорошо подводит итог.
Так что, независимо от того, ощущается ли это в основном как проблема, которую должен решить главный герой, или цель, которую они преследуют и которая остается недосягаемой, главное в том, что у них возникают трудности, и они накапливаются.
В большинстве случаев сценарии могут извлечь выгоду из того, что трудности начинаются раньше, делая их в целом более масштабными и увеличиваются по ходу дела. Если вы можете сделать это правдоподобно и увлекательно, то зритель всегда пойдёт за вами.
by Erik Bork
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.