А я сразу же напишу свое мнение, так как оно обязательно должно быть, уж коли я затронул данную тему.
Ничтоже сумняшеся, я считаю, что российские школьники имеют недостаточно знаний, которые можно назвать как "практические". Теория царит в школах.
И тут вон тот дяденька сразу может спросить:
- А кто же не дает учителю право привнести в свои уроки больше практики?
Действительно!
Но спросим у Семен Семеныча:
- Гражданин! Почему?
- Если ты порвал подряд, книжицу и мячик ... А нет, это не оттуда. У меня секретов нет, слушайте дяденьки и тетеньки. У учителя слишком мало времени на практические занятие, плюс - материальные и финансовые трудности для проведения практики. Но, самое главное, никто с него не спрашивает за практику, а если не спрашиваю, то зачем бежать впереди собаки.
Сразу условимся, слово "ПРАКТИКА" для разных школьных предметов означает совершенно разные вещи.
К примеру, на иностранном языке практическим умением будет говорить на иностранном языке. На уроках технологии - делать руками или уметь пилить-колотить скворечник. На уроках физики - уметь работать с элементарными электроприборами и поменьше использовать фразу "это чудо какое-то".
Но это такие явные примеры.
Есть и неявные, когда один раз лучше увидеть, нежели услышать.
К примеру, посещение музеев Петербурга и Москвы даст больше пользы нежели годичное изучение уроков истории России. Сложно изучать то, что плохо представляешь.
- А это, ребята Петербург. Город Петра.
- А где он находится?
- Вот здесь с краю на карте.
- Ничего себе как далеко!
- А это Казанский собор, Исаакиевский, Спас на крови.
- Здорово! Но мы это забудем сразу же, как только выйдем на перемену.
Зачем это всё нужно?
Знания школьников являются этаким эффектом Шредингера. Они вроде как есть, но их вроде как и нет.
Они быстро забываются.
Наступает сентябрь. Новый учебный год.
- Сегодня мы с вами займемся повторением, так как вы наверняка забыли за лето.
Да там не просто забыли, там будто бы первый раз слышат.
И если, к примеру, еще в мае они идеально отчеканивали порядок царствования российских императоров, то в сентябре уже с трудом назовут отчество Павла.
А на иностранном еще хуже. Отсутствие практики - отсылает много времени коту под хвост (я кота вам уже показывал).
Я еще понимаю, когда школьники живут в больших городах, где есть иностранцы. Или же родители школьников в больших городах зарабатывают не менее большие деньги, а потому могут свозить своих детей туда, где не знают русский.
Но ведь не все мы живем кучеряво в больших городах.
Вот, к примеру, в нашей деревне за границей в среднем были 1 школьник из 100 (если не учитывать бывшие ССР). И хорошо, если у родителей найдутся деньги обеспечить ребенку обучение в высшем учебном заведении, где он продолжит изучать иностранный язык (может быть там уровень будет повыше).
Как исправить положение?
- Дайте мне денег, я исправлю положение, - так мог бы сказать тот, кто мог бы сказать.
Практику в школу вполне можно добавить. Немного, но можно.
К примеру:
- обеспечить кабинеты физики тем, чем посчитает нужным учитель физики, чтобы он без проблем мог демонстрировать законы физики.
- обеспечить кабинеты информатики тем, чем посчитает нужным учитель информатики (сложно работать на доисторических компьютерах в мире информатизации).
- обеспечить спортзалы всем необходимым инвентарем, чтобы можно было на практике изучать всё, что изучается в теории.
- обеспечить возможность поездок по музеям страны (а не по местным деревенским с баянами и утюгами) и посещением исторических достопримечательностей (хотя бы для тех учеников, кто действительно интересуется).
- создать в школах лингафонные кабинеты, чтобы учитель иностранного имел возможность заниматься со школьниками полноценным аудированием, а не заниматься ерундой при помощи маленькой колонки.
Много чего можно придумать и по другим предметам.
И ведь многим учителям действительно хочется заниматься с детьми практической деятельностью. Принесенный на урок артефакт даст куда больший эффект, если школьники потрогают его руками, нежели посмотрят на мутную картинку в учебнике. Лучше один раз увидеть - это гораздо лучше, чем они сто раз услышат от учителя.
***
- Да современные школьники ничего не знаю и не умеют!
Такую фразу часто можно услышать от старшего поколения. Но виноваты ли школьники в этом? Они бы рады были не только облизывать гранит знаний, но и при помощи полученных знаний передвигать этот гранит.