Найти тему
Исследование Писания

КНИГА ЛЕВИТ (ч.89): ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИНОШЕНИЯМ

Предписания священникам и народу о жертвоприношениях под руководством священников завершаются двумя нормами.

Запрет приносить в жертву только что родившихся животных

«И сказал Господь Моисею, говоря: “Когда родится телёнок, или ягнёнок, или козлёнок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу. Но ни коровы, ни овцы не закалывайте в один день с порождением её”» (Лев. 22:26–28).

Стихи 26–28. Объявив, что следующие далее слова «сказал Господь» (22:26), закон определяет, что молодняк скота должен быть не менее восьми дней от роду, чтобы он был благоугоден для приношения в жертву. Семь дней он должен пробыть при [буквально «под»] матери своей (22:27; см. Исх. 22:30). После этого «он будет пригоден для огненной жертвы Господу» (Международное Библейское Общество). В стихе 28 добавляется ещё один запрет: детёнышей и их матерей нельзя закалывать в один день.

Эти уставы прямолинейны; их легко понять. Однако зачем они были даны, вопрос дискуссионный. Возможны разные объяснения. Мартин Нот высказывает такое предположение:

«Возможно, это предписание [в ст. 27] и указание в ст. 28 запрещают распространённый в иноземных культах обычай одновременного принесения в жертву животного и его детёныша. Это может быть вопрос наложения вето на ритуалы плодородия, хорошо известные в религиозном мире, окружавшем Израиль».

Аллен Росс полагает, что запрет приносить в жертву очень молодое животное был нужен для того, чтобы «убедиться, что оно живое, и из гуманных соображений». Он также отмечает, что запрет приносить животное в жертву в один день с его матерью, видимо, имел своей целью избежать сокращения «поголовья крупного и мелкого скота, что могло привести к уничтожению части Божьего творения».

Закон о том, как есть жертву благодарения

«Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите её так, чтобы она приобрела вам благоволение. В тот же день должно съесть её, не оставляйте от неё до утра. Я Господь» (Лев. 22:29, 30).

Стихи 29, 30. Последнее слово о жертвах в этой главе посвящено приношению жертвы благодарения. Закон сначала учит Израиль делать такие приношения так, чтобы они были угодны Господу, а жертвователям приобретали благоволение. Иными словами, народ должен следовать указаниям относительно этих приношений, которые уже были даны ранее. Только так Богу будут угодны их жертвы и те, кто приносит их.

Затем Господь повторяет правило, данное в 7:15: часть жертвы, предназначавшуюся для людей, нужно было съесть в тот же день, в который она была принесена. Ничего нельзя было оставлять до утра следующего дня. Образно говоря, Бог как бы расписался на этом законе, заявив: «Я Господь». Возможно, Он хотел, чтобы этот знак Его одобрения завершил не только одно это правило, но и всю серию законов, начатую в главе 21 (или даже раньше) и закончившуюся здесь.

Заключение

«И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь. Не бесчестите святого имени Моего, чтобы Я был святим среди сынов Израилевых. Я Господь, освящающий вас, Который вывел вас из земли египетской, чтобы быть вашим Богом. Я Господь» (Лев. 22:31–33).

Стихи 31–33. Это последнее наставление вместе с другими (18:1–5, 24–30; 19:37; 20:7, 8, 22–26) связывает главы 18—22 воедино, как бы образуя «тематический блок». Он вращается вокруг повеления «всему Израилю, священникам, а также недуховным лицам, отражать Бога, будучи святыми во всех сферах жизни — обрядовой, этической, общественной и нравственной» (Балентайн). Это наставление ясно говорило Божьему народу, что нужно делать и почему.

Что народ должен делать? Соблюдать Божьи заповеди (22:31). Все законы в этой главе, как и в предыдущих, — это не предложения, а повеления. Люди должны слушать и исполнять то, что сказал Бог.

Почему они должны делать это? (1) Израилю было велено делать это, потому что Господь — Бог (22:31). Он имеет право повелевать Своему народу. Когда Он давал израильтянам повеление, они были обязаны исполнить его. (2) Они должны были соблюдать Божьи заповеди, потому Он свят. Он хочет, чтобы израильтяне Его святили — считали всесвятым Богом. Не соблюдать Божьи заповеди — значит бесчестить Его святое имя, чего делать нельзя (22:32). (3) Израиль должен был повиноваться Богу, потому что Он хотел, чтобы Его народ был свят. Он вывел Израиль из земли египетской и заключил с ним завет (22:32, 33). Со своей стороны, израильтяне должны были повиноваться Ему — это была их обязанность, которую они с радостью и добровольно приняли на себя при заключении завета (Исх. 19). Согласно этому завету, Бог обещал сделать Свой народ святым. И теперь, если они хотели, чтобы Бог осуществил Свою цель сделать Израиль святым народом, то им надо было жить согласно своему обещанию делать всё, что повелел Господь.

#жертвоприношение #жертвоприношения #иудаизм #тора #ветхий завет #библия #религия #левит #толкование библии #изучение библии