Дед народного артиста России Игоря Скляра был участником Сталинградской битвы. Всякий раз, приезжая на Волгу, актер вспоминает своего предка. Я пообщался с актером во время его очередного визита в Волгоград.
Игорь Борисович, начну с дурацкого вопроса. Вы в Комарове часто бываете?
Игорь Скляр: У меня такой же дурацкий ответ: часто. Я знаю это место очень хорошо. Меня там встречают как почетного гражданина. Еще в советское время пионерский оркестр на трубах и барабанах пытался сыграть мелодию: “На недельку, до второго...” Когда приходит узнавание, оно сначала нравится. Потом начинает раздражать и мешать, но это часть работы. Как переодеваться, гримироваться.
В следующем году исполняется 50 лет вашей кинематографической карьере...
Игорь Скляр: Как 50?
Фильм “Юнга Северного флота”, 1973 год.
Игорь Скляр: Да, точно. Я тогда был еще школьником. К тому моменту только пел в ансамбле, вот и все, что связывало с артистической деятельностью. Меня просто нашли в метро. За мной даже гнались, а я убегал, думал, что это люди из милиции.
Был повод убегать?
Игорь Скляр: Был. В моем детстве всегда был, почти каждый день. Но догнали и привезли на студию Горького.
В будущем году еще один юбилей, у знаковой для вас картины “Мы из джаза”. Вы уже актер, но рядом такие маститые Куравлев, Евстигнеев. Какие ощущения были?
Игорь Скляр: Я туда тоже попал довольно случайно, неожиданно для себя. А как работалось? Знаете, если б была возможность, я бы вообще артистов от журналистов отсек. Потому что у нас прямо противоположные задачи: вы хотите знать все тайны съемок, а у нас иногда все и получается только потому, что мы эти секреты не раскрываем. Не надо все знать, иначе жизнь станет плоской и неинтересной!
Но джаз меня не отпускает. Это вещь красивая, серьезная, гармоничная. И это не самая простая музыка не совсем эстрада, не совсем народная песня, хотя все это там есть. Играл в спектакле “Брисбен” по роману Евгения Водолазкина, там тоже все с музыкой связано. Четыре года назад мне предложили сделать программу «Игорь Скляр и Jazz Classic Community», мы исполняем композиции 30-50-х годов - это самый мелодически интересный период развития джаза. Мне это интересно. У меня нет базового музыкального образования, но после съемок в фильме меня несколько лет считали лицом джаза в России, что, конечно, смешно. Но мы достаточно основательно готовились к съемкам. В течение месяца каждый занимался своим инструментом, потели, страдали. Даже степ освоить пришлось. Поэтому и фильм получился. Лучшей похвалой стало то, что после выхода картины в ресторане к нам подошли пожилые дяденьки и спросили, где мы выступаем. Это были джазовые музыканты, которые хотели нас послушать. Объясняем, что мы просто актеры. “Да ладно, уж мы-то знаем, кто настоящий музыкант!” - заявили нам.
В Волгограде вы не первый раз.
Игорь Скляр: В самом конце 1942 или в самом начале 1943 года у меня здесь пропал без вести дедушка Михаил Данилович Карташов. Для меня это место, в котором хочешь-не хочешь, а мурашки по спине бегут. Здесь проявился большой дух и пролито много крови. Дед был танкистом, капитаном. Как-то услышал, что где-то в окрестностях откопали танк, сразу мысль была, вдруг это мой дед. И с этим ничего поделать нельзя. Нет, можно отрубить голову. Говорят, куры совершенно спокойно полчаса по двору могут бегать без головы. Но мы же не куры. Когда я смотрю на голубое небо Волгограда, то думаю: может быть, это же небо видел дед. Может быть, в птицах его душа. И в своих военных фильмах я старался довоевать, дожить за своего деда.
А любимый фильм о войне есть?
Игорь Скляр: Нет, у меня их несколько. В шесть лет любимой была “Судьба человека”, в 20 - “Они сражались за Родину”, в 30 - “Батальоны просят огня” (в этой ленте я снимался). Иногда бывают удачные фильмы про войну без единого выстрела. Мне очень понравился в свое время “Мой сводный брат Франкенштейн” о парне, который не мог найти себя в мирной жизни. Это тоже очень интересная часть человеческой психологии. Время влияет на нас, а мы - на время. Война ужасна, но ее тема прекрасна тем, что там нельзя спрятаться за ширму. По душе проходит раскаленный нож, делит ее на части, которые потом надо как-то собирать.
Знаете, в чем разница между нами и заокеанскими жителями? Они ни разу не воевали за свою землю. Они не понимают, что это такое. Поэтому разговаривать с ними на некоторые темы абсолютно бессмысленно. Это как объяснить слепому от рождения человеку, что такое желтый цвет. Или никогда не любившему рассказать, что такое любовь.
Справка
Игорь Скляр родился в 1957 году в Курске. Служил в театрах Томска и Санкт-Петербурга. Играл в фильмах “Берегите женщин”, “Анна Павлова”, “Мы из джаза”, “Узник замка Иф”, “Имитатор”, “Тартюф” и других.
Читайте также: Наталья Бондарчук призвала вернуть старые шедевры в кинотеатры