Найти в Дзене

Кино Таиланда - королевское дело. Кинопутешествие в раннюю историю кино. Встреча Сиама и Запада

Оглавление

Сиамская кинематографическая компания

@Артур Кураш

Кадр из фильма "Анна и король Сиама": западные киноштампы о Востоке
Кадр из фильма "Анна и король Сиама": западные киноштампы о Востоке

В течение всего второго десятилетия XX века конкуренция на сиамском рынке между компаниями владельцами кинотеатров, не только не ослабевала, а наоборот постоянно росла. Как ни странно, но на заре кино первой «жертвой» тяжелого соперничества гигантов сиамского кинобизнеса стал знаменитый кинотеатр № 1 «Королевский великолепный японский синематограф».

В 1916 году он прекратил свое существование. Стало очевидным, что конкурировать было возможно лишь в том случае, если у владельцев имелась сеть кинотеатров. Вскоре престижное место старого кинотеатра «Японский синематограф» в центре Бангкока досталось новой кинокомпании под названием «Нагор Хашем Синема» («Nagor Khashem Cinema»). Здесь было построено новое просторное здание кинотеатра (а заодно и универмага). Суммарно эта компания владела в Бангкоке четырьмя кинотеатрами: «Nagor Khashem», «Nagor Sri Thammaraj», «Nagor Chiang Mai», «Nagor Phathom» и имела серьезные намерения потеснить на сиамском кинорынке всех противников.

Активная деятельность нового грозного конкурента, причем в первый же год своего существования — 1919год, вызвала не только беспокойство, но и вынудила объединиться двух главных соперников: «Payon Phathanakorn» и «Roop Payon Krungthep». Новое (китайскотайское) объединение получило название «Сиамская кинематографическая компания» — «Сиам Паппайон Борисат» («Siam Pappayon Borisat»), которая стала самой крупной кинокомпанией Сиама в первой половине XX века. Деятельность компании регулировалась китайско-тайским советом, а главой был назначен опытный кинопредприниматель Сьюсангон Сайбанруанг (Siewsonguan Sibunruang, 1878-1928).

Тайский киноархив
Тайский киноархив

Следует признать, что его эффективное управление очень быстро привело к успешному и динамичному развитию объединенной кинокомпании. К примеру, в Бангкоке она владела более 20 кинотеатрами и, что очень важно, активно занималась строительством кинотеатров даже в провинциях Сиама. Вызывает сожаление, что единственный грозный соперник «Сиамской кинокомпании» — компания «Нагор Хашем Синема» в 1920 году прекратила свое существование, то есть буквально через год после своего создания. Причиной стало судебное разбирательство по обвинению в финансовых нарушениях.

Можно сделать предположение, что крупнейшая объединенная «Сиамская кинокомпания», в руководстве которой находились этнические китайцы (граждане Сиама), могла вызвать недовольство короля Рамы VI (1881-1825). И этому есть объяснение: по глубокому убеждению короля, этнические китайцы ущемляли интересы коренных тайцев и стремились к монополизации всех основных сфер экономики Сиама. Таким образом, после первой неудачной попытки противостояния китайской «Сиамской кинокомпании» (банкротство «Нагор Хашем Синема»), в 1922 году создается национальная кинокомпания «Сиам Нирамаи Синема» («Siam Niramai Cinema»), которая получает поддержку короля Рамы VI.

Фильм Анна и Король, 1999
Фильм Анна и Король, 1999

Для успешной конкуренции с процветающей «Сиамской кинокомпанией» были взяты в аренду сразу несколько зданий кинотеатров, ранее принадлежащих «Нагор Хашем Синема», но находящихся в собственности братьев Уасуат — успешных тайских предпринимателей, в том числе и в кинобизнесе. Следует отметить, что один из четырех братьев — Пао Уасуат (Luang Konlakarnchenchit, 1899-1948), офицер Королевского полка моторных лодок, был известен не только как опытный фотограф, но и как один из первых профессиональных кинематографистов Сиама. Вызывает сожаление, что, несмотря на поддержку самого монарха, кинокомпания «Сиам Нирамаи Синема» в точности повторила печальную судьбу своего предшественника — «Нагор Хашем Синема». Она не выдержала конкуренции и через год после своего создания также была закрыта. Таким образом, несмотря на старания королевского двора, ни одна попытка хоть как-то противостоять на сиамском кинорынке китайцам («Сиамской кинокомпании») не увенчалась успехом.

Посмотреть фильм Анна и король

Посмотреть фильм Анна и король Сиама, 1947

Государственное регулирование кино Первый закон о кино.

В 1921 году в Сиаме был принят первый закон о предотвращении опасности возникновения пожаров в местах проведения увеселительных мероприятий. В основном несчастные случаи происходили в кинотеатрах из-за высокой огнеопасности кинопленки. Были трагические случаи, когда внезапно возникавший пожар в переполненном кинозале уносил десятки жизней, а сотни людей получали травмы. Простые сиамцы начали писать в газеты возмущенные письма и требовать от властей немедленного принятия мер. В новом законе было указано, что кинотеатры должны создавать отдельные противопожарные помещения для проекционных аппаратов, т.е. кинобудки. Первые государственные учреждения кино. Его Королевское Высочество принц Пурачатра Джаякара (Purachatra Jayakara, 1881-1936), выпускник Кембриджского университета (факультет инженерных наук), член Королевского Департамента вооруженных сил в г. Кампаенг Пхета и руководитель (генерал-комиссар) «Королевского управления железными дорогами» также серьезно увлекался кинематографом, как и многие его братья-принцы.

Известно, что в 1920 году принц посетил Голливуд с целью изучения опыта организации кинопроизводства, так как в кинематографе видел большое преимущество, в первую очередь, в области массового просвещения, пропаганды и эффективного распространения информации. В 1922году принцем Пурачатра было создано государственное учреждение кинематографии, призванное стать главной производственной и вещательной компанией национальных фильмов при «Королевских государственных железных дорогах». Данное учреждение получило название «Отдел хроникальных фильмов» («Newsreel Films Division»).

-4

По мнению тайских историков кино, данное образование стало не только основой промышленного кинопроизводства Сиама в 1920-х годах (кинохроника и документальные фильмы), но и самым первым в мире государственным учреждением по кинематографии, чем в Таиланде гордятся и в наши дни. Однако, справедливости ради, здесь следует внести поправку. Первая в мире государственная киноорганизация появилась не в Сиаме, а в Советской России. Это произошло 27 августа 1919 года, когда Совнарком принял декрет о национализации отечественного кинопроизводства и создания Всероссийского фотокиноотдела Наркомпроса РСФСР, преобразованный в 1922 году в «Госкино» — Государственный Комитет по кинематографии СССР. Более того, в 1923 году вышло постановление партии о создании национальных киностудий в каждой Советской республике («… у Госкино имеется имущества на 3½ милл. руб. золотом, почти ровно никаких долгов и крепкая правовая почва под ногами» [4]).

Таким образом, сиамский «Отдел хроникальных фильмов» при «Королевских государственных железных дорогах», созданный в 1922 году, стал, скорее всего, вторым в мире государственным учреждением кино, что, впрочем, не только не умаляет заслуг, но и вызывает глубокое уважение как правительства, так и первых кинематографистов этой страны.

Следует отметить, что принц Пурачатра Джаякара был одним из самых талантливых государственных деятелей Сиама. До революции 1932 года он занимал самые ответственные государственные посты (в течение 17 лет служил главным военным инспектором (с 1908 года) и остался в истории Таиланда как реформатор тайской армии начала XX века). С воцарением Рамы VII в 1925 году (Прачадхипок, 1893-1941) принц Пурачатра возглавил Министерство торговли и транспорта и Высший Государственный Совет Сиама. Также известно, что принц Пурачатра первым в Сиаме занимался поисками месторождений нефти и угля; стал инициатором появления национального радиовещания и зарождения первого в Азии телевизионного вещания; добился появления национальной почтовой связи, телеграфа, денежных переводов; заложил основы национальной авиации и авиаперевозок.

принц Пурачатра Джаякара
принц Пурачатра Джаякара

Принимая во внимание тяжелейшее экономическое положение в стране в 1920-х годах, в том числе колоссальный внешний долг, спад производства, рост безработицы, а также напряженную внутриполитическую борьбу за власть, назначение принца Пурачатра на такие ответственные должности являлось свидетельством его большого опыта государственной службы и высокого доверия монарха. Государственная кинокомпания «Тематическая служба кино» («Topical Film Service»). Другим государственным учреждением Сиама стала кинокомпания «Тематическая служба кино» («The Topical Film Service»), главный офис которой располагался в центре Бангкока, недалеко от железнодорожного вокзала «Хуа Лампхонг». Кинокомпания могла похвастаться самым современным кинооборудованием, привезенным из Голливуда, и занималась выпуском киножурналов о королевских мероприятиях и церемониях; снимала хроникальные ленты.

Его Величество король-кинорежиссер Прачадхипок.

В отличие от европейских монархов, сиамский король Прачадхипок (King Prachadhipok — Рама VII, 1893-1941) был страстным поклонником кино и даже стал профессиональным кинорежиссером. Вызывает большое удивление творческая плодовитость короля, снявшего в период 1926-1940 годов более 500 кинолент на 16-миллиметровой камере. Коллекцию своих фильмов король Прачадхипок назвал «Паппайон Амбара» («Pappayon Ambara» — как вариант перевода — «Райские небесные фильмы»). Чудом сохранившаяся единственная кинолента короля «Волшебное кольцо» — «Уаэн Уисет» — («Waen Wiset» — «The Magic Ring») остается не только самым раритетным экземпляром утраченной киноколлекции, но и подлинным образцом сиамского киноискусства периода Великого Немого. Любовь короля к кинематографу оказала влияние не только на многочисленных членов королевской семьи, но и членов правительства, представителей богатой сиамской буржуазии: многие из них серьезно заняться кинопроизводством или сделать кино своим хобби. Пример короля не только оказал влияние на появление в Сиаме новой волны молодых кинематографистов, способных снимать свои собственные художественные фильмы не хуже западных, но и на рост количества любителей кино. В связи с этим в 1930 году король даже основал «Общество любительского кино Сиама» («Amateur Film Society of Siam») под патронажем Его Величества.

-6

Новая волна кинематографистов. Первые игровые фильмы.

В 1926 году, в начале царствования короля Рама VII (Прачадхипок, 1893-1941), группа государственных чиновников и аристократов с целью создания стабильного производства национальных игровых художественных фильмов учредила кинокомпанию под названием «Тай Паппайон Тай» («Tai Pappayon Thai» — «Siamese Film Company» — «Тайская производственная кинокомпания») под руководством луанга/виконта Чамраса Сорауисута (Chamras Sorawisut, его второе имя Луанг (виконт) Сунторн Атсаурат (Luang Sunthorn Atsawarut). Вскоре кинокомпания чиновников разместила в газетах информацию о своем намерении снять «первый подлинно тайский художественный фильм», что вызвало в обществе большой резонанс. Не желая оставаться в стороне от исторического события, известные в Сиаме предприниматели братья Уасуат (Сукри, 24 Khun Patipak Pim Likit, изучал историю искусства, фотографию и фотопечать в Европе и Австралии.

Помощник режиссера Роберт Керр в 1928 году вернулся в Сиам и снял свой игровой полнометражный фильм «Белая роза» (детективная драма, боевик, «Siam Movie Company»); премьерный показ прошел в сентябре 1928 года года в Бангкоке. — Прим. авт. ) — владельцы издательства «Srikrung» и нескольких кинотеатров в Бангкоке, открыли свою кинокомпанию «Krungthep Pappayon» (Bangkok Pictures Company). С впечатляющей скоростью братья не только написали свой сценарий, но и сняли художественный фильм «Двойная удача» («Chok Song Chan» — «Double Luck», 35 mm, ч/б, немой, объем — 6 ч., производство — «Bangkok Movie Company» (Bangkok Pictures Company), режиссер Манит Уасуат (Manit Wasuwat), сценарий Луанг (виконт) Бунианпанич (Luan Boonyanpanich), оператор Луанг (виконт) Прабанг (Luang Prabang), актеры: M. Sudjit Isarangkul (La Vayalak), Manop Praprasuk (Kamol Manop).; детектив, любовная история — полицейский инспектор Камол из Бангкока приезжает в северную провинцию для расследования одного преступления. Ему удается не только задержать преступника, но и найти свою любовь — мисс Пхе. В фильме впервые были сняты сцены преследования на автомобиле с перестрелкой и рукопашным боем. Оставив позади конкурирующую кинокомпанию госчиновников / аристократов, братья Уасуат провели премьерный показ своего «первого тайского фильма» 30 июля 1927 года в бангкокском кинотеатре «Патанагон» («Phathanakorn»). Вслед за этим показом «Тайская производственная кинокомпания» буквально бросилась снимать свой вариант «первого тайского фильма» под названием «Неожиданность» («Mai Kid Loei» — «Do not think» / «The Unexpected», 35 мм, ч/б, немой, объем — 6 ч., производство — «Tai Pappayon Thai» — «Siamese Film Company», продюсер, режиссер Чамрас Сорауисут (Chamras Sorawisut) — его второе имя Луанг (виконт) Сунторн Атсаурат (Luang Sunthorn Atsawarut), создан при участии Пхрая / Приян (маркиз) / Йян Рен Ятта и др., в фильме задействован Королевский тайский флот, любовная история о красивой дочери богатой вдовы мисс Прапа и ее поклонниках…). Буквально за полтора месяца чиновникам / аристократам удалось не только снять, но и смонтировать фильм, премьерный показ которого состоялся в том же кинотеатре «Патанагон» («Phathanakorn») 17 сентября 1927 года.

Сиам, 1930-е гг.
Сиам, 1930-е гг.

Примечательно, что 27 августа 1927 года впервые вышел на экран другой фильм («Не верьте колдунам» («Do not believe the magician», пр-во «Общество Красного Креста», оператор — Луанг Прабанг, 35 mm, ч/б, немой, объем — 4 ч.)26. Однако наибольший восторг сиамских зрителей вызвали фильмы «Двойная удача» и «Неожиданность», следовательно, именно эти работы считаются первыми национальными тайскими художественными (игровыми) фильмами. Вскоре ряды противоборствующих кинокомпаний пополнились молодыми кинематографистами, исходя из чего можно сделать вывод о появлении в Сиаме в 1927 году новой волны тайских кинематографистов. Доказательством серьезных намерений тайских кинокомпаний наладить бесперебойное отечественное кинопроизводство стали очередные премьерные показы: 12 ноября 1927 года — любовная история, боевик «Кто есть кто?» или «Никто, кроме храбрых» («None but the Brave», 35 mm, ч/б, немой, объем — 8 ч.) — производство «Bangkok Pictures Company» (кинокомпания братьев Уасуат); 2 декабря 1927 года — социальная драма о жизни в борделе «Очень печальная история» («The story is very miserable», реж. Luang Sunthorn Asawasrut) — производство «Tai Pappayon Thai» совместно с «Chinese film company».

Кинематография Сиама 1920-х годах.

В 1920-х годах безостановочное тайское кинопроизводство появляется лишь во второй половине десятилетия, причем со значительной активизацией в 1927-1929 годов. Любопытной особенностью работ кинематографистов-профессионалов и любителей стала богатая разножанровость кинофильмов. Тайским зрителям было интересно все, что производила молодая отечественная кинематография: комедии, драмы, приключения, боевики, детективы, документальные фильмы. Примечательно, что это были полнометражные фильмы, которые снимались на 35 мм пленку. Вызывает сожаление, что все киноленты 1920-х годов утрачены. Однако, благодаря кропотливому исследованию сотрудников государственно таиландского архива кино, начало которому было положено в 1980-х годах, удалось обнаружить немало информации и разного рода свидетельств о многих киноработах тех лет [1]. Точное количество фильмов, выпученных в 1920-е годы, назвать сложно. Вполне возможно, что речь идет о нескольких десятках кинофильмов (не считая документальные ленты).

Полная версия публикации

подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить свежих релизов и аналитических материалов от медиаэкспертов