По моему скромному мнению, товарищ Владимир Вольф в очередной раз пытается бороться с мельницами, которые сам же и возводит. Сейчас он взял за мишень "эпоху викингов" с тем, чтобы доказать: эпохи викингов не было, это всего лишь миф.
По его мнению – так начинается лонг – две основные черты исторической эпохи известны всем. Это 1) "смена, слом или трансформация социальных структур общества"; 2) "водораздел виден не только в политике или экономике, но и в культуре, производстве, военном деле". В пример он приводит "эпоху Петра Первого" или "советское время".
Нет, я, конечно, соглашусь с тем, что хаос в обществе иногда сопровождает смену одной эпохи другой. Но зачем выделять социальные изменения как ведущий критерий, если ты не марксист, мне решительно непонятно. Тут можно привести сразу несколько обратных примеров, если на то пошло: эпоха дворцовых переворотов по сравнению с эпохой Петра не порадовала историков радикальными переменами в устройстве общества; а вот скандинавское вторжение, напротив, сильнейшим образом изменило общество Британских островов эпохи Гептархии.
Как мне кажется, и здесь я согласен с Институтом философии РАН, ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ – единица периодизации исторического процесса, выделяющая качественно специфический период развития человечества. У любого исторического времени своя специфика. Следовательно, нет ничего плохого в том, чтобы историк выделил некое время как эпоху под свои научные нужды.
Специфику, в которой Владимир Вольф отказывает "эпохе викингов", он берёт из выступления на прошлогодних "УЧЁНЫХ ПРОТИВ МИФОВ" сотрудника Гнёздовской экспедиции. Вернее сказать, только с одного слайда его презентации. Не очень удачные тезисы археолога Вольфа не удовлетворяют, и он берёт свои критерии: экономику, политику, материальную и духовную культуру.
Наш любимый автор начинает с фееричного тезиса: общественная структура, модель поселения и способ хозяйствования в Скандинавии оставались в целом неизменными с бронзового века (примерно 1000 до н.э.) вплоть до скандинавского Средневековья (примерно 1200 н.э.). Как будто не происходило преобразования родового земельного владения – в семейный одаль, не было стремительного расширения института рабства, не было революции пахоты и перехода к стойловому животноводству (уже в железном веке!) Я, правда, не знаю, что по его мнению к 500 годам нашей эры возвращается "на круги своя" в Скандинавии – возможно, он располагает какими-то уникальными археологическими данными?
Социальное устройство – вот здесь нельзя не согласиться с Вольфом – действительно оставалось архаичным относительно других европейских стран даже после христианизации. Эта архаичность выражалась в том числе в долгом сохранении одаля как экономического, тинга – как политического и слоя бондов – как социального институтов; в том, что раннегосударственных образований у скандинавов и правда почти не было. Но, кажется, как минимум очень странно говорить о "среднем классе (классе? серьёзно?) бондов, диктующем свою волю (кому? соседям?) на племенных собраниях – тингах". Как и о том, что появление сильной централизованной власти в 900-930 связано только с христианизацией (и это при пофигизме ранних конунгов на христиан?), но никак не с возросшей активностью викингов или широкими внешними контактами скандинавских обществ.
Говоря о культуре, Владимир Вольф отдельно останавливается на типах погребений – они, мол, остаются почти неизменны – но никак не освещает погребальный инвентарь. А между тем скачкообразные изменения в его богатстве, появление новых типов предметов и даже исчезновение "болотных люди" как ритуальных типы погребений – это всё отчасти отражает эволюцию скандинавских обществ со времён эпохи Венделя. Говоря о северном искусстве, Вольф всё так же частично прав – "все эти Борре, Маммен и Урнес" германцы, возможно, лишь усовершенствовали – но, видимо, не дочитал нужную статью Е.В. Смирницкой. У Екатерины Вольфовны, между прочим, есть целый записанный курс семинаров про особенности, которые ярче всего проявились в историческое время, обычно называемое "эпохой викингов". Мне, видимо, не дано понять, каким образом, по мнению Вольфа, перенимание чужого стиля и переделывание его в свой опровергают существование у викингов своей эпохи.
В том, что касается комплекса вооружения, так я тоже не очень понимаю, почему постепенная его эволюция опровергает концепт "эпохи викингов". Ну да, скандинавы сражались эволюционировавшими ещё от древних германцев саксами, топорами и мечами (раннекаролингский тип с низким содержанием углерода сменили около 900-х годов гораздо более качественные позднекаролингские), сражались довольно успешно, хотя боевая мощь грабительских отрядов была несколько преувеличена историографией прошлого. Между тем, в приведённом Вольфом примере типичной смены исторической эпохи (скажем, между Петром Первым и дворцовыми переворотами) не очень заметна революция наступательного и защитного вооружения.
Институт наёмничества Вольф критикует просто, чтобы лишний раз задеть гнёздовского археолога. Наёмничество – не за деньги, за славу – нам известно во множестве из свидетельств саг, которым наш автор, конечно, не доверяет. Просто для примера: у английского короля полководцем (а вернее – предводителем варяжской дружины) против шотландцев служил Эгиль Скаллагримсон с братом; у некоторых посланных от "Олега, великого князя русского" в 911 году в Константинополь мужей прослеживаются скандинавские имена. Мне кажется, что не следует сужать раннесредневековое наёмничество – до одной только, пусть и знаменитой, варяжской гвардии.
Надо бы сказать и про "собственно скандинавские источники" – про саги. Владимир Вольф говорит о них в одном абзаце и в целом верно, но опять упуская массу деталей: "не в лотерею, а в карты, не выиграл, а проиграл". Для исландцев самый крутой поворот в истории – с которого стартует большинство крупных родовых рассказов – случился в 872 году после битвы при Хаврсфьорде, когда Харальд Косматый стал первым королём единой Норвегии, Харальдом Прекрасноволосым. Безо всякой христианизации (она ему и не нужна была) он учинил массовые репрессии против своих врагов, отняв у них, с разной степенью успешности, все земельные владения в Норвегии. Это вынудило множество знатных семей бежать куда подальше. Скажем... в Исландию! Именно с этой точки стартует время, в котором действует большинство персонажей исландских саг. Более того, это время вовсе не кончается с христианизацией Норвегии/Дании etc. Для составителей саг – уже христиан – в этом нет ничего ужасного, и даже гонения на язычников (с пытками и казнями) они описывают радостно. Но это тема для отдельной заметки.
Пассажи из "английских и французских источников", о которых, по мнению Вольфа, опять же нужно знать, мол, ожидали европейцы апокалипсиса и поэтому ярость норманнов приукрашали, по-моему, опять никак не ломают концепт "эпохи викингов". Хотя бы вот с точки зрения исторической памяти: если большинство жило в таком диком страхе перед набегами и эдак к викингам относилось, то мы должны изучать это представление не как миф, но как часть обыденности, часть мировоззрения. Если откинуть все преувеличения, преуменьшения и религиозность за ненадобностью, то можно лишиться изрядного куска истории.
Но можно изрядно погрешить против реальности, если изучать чью-то историю в вакууме! По мнению Вольфа, так делают все скандинависты, чрезмерно увлёкшиеся викингами: не замечают, мол, того, что норманны были плотненько встроены в европейскую политику Раннего Средневековья. Но вот как показывают грустные, в общем-то, статьи Аарона Яковлевича Гуревича из сборника "История – нескончаемый спор", это скорее медиевисты предпочитают игнорировать достижения скандинавистов и экстраполировать свои выводы на Северную Европу.
Что я в этом анализе упустил, так это, пожалуй, блестящий – безо всякой иронии – текст Владимира по поводу эмпориев, раннесредневековых торгово-ремесленных мегапоселений, принципиально не имеющих укреплений. Я глубоко уважаю Вольфа как автора по европейской древности, и, как читатель, предпочёл бы небольшую заметку о таком ломающем привычные представления типе городской жизни – огромному лонгу, претендующему на деконструкцию мифа. Вот как-то так.
Автор - Андрей Гуренко
#гуренкокат