В документах, дошедших до нас, часто приводятся сведения о населении деревень и сёл с указанием проживавших в них лиц только мужского пола или мужеска пола. В основном такие сведения встречаются за 18 и первую половину 19 века.
Своё начало счет по душам мужского пола берет с 1718 года, когда указом Петра I от 26 ноября 1718 года о начале второй переписи, вводился новый принцип учета налогооблагаемого населения - под запись попадали все «души» мужского пола (старики, дети, инвалиды и обычные мужики). При этом произошло закрепощение холопов и других категорий, до этого практически свободных крестьян, которые были закреплены на той земле, где их застала подушная перепись.
Суть нововведения заключалась в налогообложении каждого мужчины, от мальчика до старика, принадлежащего к податным сословиям (т.е. все кроме дворян и духовенства). Подушная подать была введена взамен устаревшему «подворному» налогу, от которого крестьяне нашли способ уклоняться - объединяли дома единым забором образуя один большой «двор».
Введение подушной подати в России было вызвано целым рядом причин:
- Подворный налог был неэффективен
- Царю требовались средства для ведения Северной войны со Швецией
· Строительство флота и промышленности также требовало серьезных финансовых затрат.
В результате подушная подать была определена в 74 коп. с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп. с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп. с души.
Среди прочих новых налогов, подушная подать наибольшим образом увеличила налоговые поступления
- Увеличены налоговые поступления в казну
- Изменен принцип налогообложения основного налога с «подворного» на «подушный»
- Организовано снабжение армии и флота
- Получены средства на развитие промышленности
- Рост социальной напряжённости из-за всё возрастающих налогов.
В результате проведённых Петром I налоговых реформ появилась единица ревизского учета - ревизская душа лиц мужского пола (без различения возраста), входивших в податные сословия, для налогообложения. Эта единица просуществовала до 1887 год, а в Сибири - до 1899 года. В результате чего земельные наделы распределялись только на ревизскую душу, т.е на лиц мужского пола. Начиная с 3-й ревизии (в 1761-1767 гг.) объектом переписи стали и лица женского пола. Самое удивительное, что изучая ревизские сказки бросается в глаза то, что количество мужчин и женщин в русских деревнях и сёлах от ревизии к ревизии было в соотношении 1:1. В большинстве случаев, женщин было больше мужчин на 10-20 человек. Так продолжалось вплоть до 1914 года.
Например, в с. Инясево Дурникинской волости по результатам Х-й ревизии значилось 998 и 967 душ мужского и соответственно женского пола. По переписи 1886 г. жителей было 1597 и 1594 мужчин и женщин. Численность населения по данным за 1911 г. составляла 2259 и 2559 мужчин и женщин. Баланс между полами в деревнях и сёлах в основном поддерживался.
Но давайте вернёмся к нашей теме. До проведения реформы Петром в государстве существовала иная система денежных и натуральных государственных повинностей для крестьян и посадских людей, которое носило название Тя́гло, а несущие его назывались тяглыми крестьянами. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и так далее), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог - стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII-XIX веках. После крестьянской реформы 1861 г. термин «тягло» исчезает.
В каждом населенном пункте устанавливали свой размер тягло, которое устанавливалось с учетом качества земель. При этом обязательные платежи раскладывались с учетом того к какой категории населения плательщики относились. Бывшим солдатами безземельным устанавливались меньшие платежи. Кроме того, существовали мирские платежи: сельскому старосте, сборщику податей, писарю, на школу, рекрутам, сторожам, пастухам, на пожарный обоз и т.д.
В 1861 году была начата крестьянская реформа, более известная как отмена крепостного права.Крестьяне перестали быть крепостными и стали считаться «временнообязанными»; получили права «свободных сельских обывателей». Их дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Они получали выборное самоуправление. Помещики обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел, который предоставлялся не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, для последующего распределения между крестьянскими хозяйствами. В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу населения, что было меньше, чем до реформы.
Раздел земель, как и раньше, осуществлялся на ревизскую душу, т.е., на крестьянина мужского пола. Теперь всё решало сельское общество на сходах. В больших сёлах обществ насчитывалось до нескольких десятков и в каждом устанавливались свои правила, отвечающие интересам всех её членов. В одних населённых пунктах жеребьёвка наделов проводилась ежегодно, в других – не проводилась десятилетиями.
Делаем небольшие выводы:
Ревизскими душами являлись мужчины (всех возрастов, от младенцев до глубоких старцев) и поэтому в ряде документов 18 века количество жителей того или иного населенного пункта писалось в душах «мужеска пола». Узнали, что выделение земельных наделов после реформы 1861 года велось с учетом и оглядкой на ревизскую душу, т.е. мужчин. И собственно говоря, ни о каком исчезновении этого термина речи ни шло и после реформы.
Выяснили, что тягло означало систему денежных и натуральных государственных повинностей. Говорить о том, что якобы этот термин был заменён на подать после 1724 года тоже не совсем верно. «Тягло» продолжало параллельно жить с другим его значением еще долгие десятилетия.
И если в тексте упоминались души мужского пола, исследователи спокойно умножали эту цифру на 2 и получали почти безошибочное количество населения того или иного населённого пункта, с небольшой погрешностью.
Читайте и подписывайтесь, будет интересно.