Найти тему

Вы точно уверены, что быть неряхой плохо?

Фото из открытого интернет источника
Фото из открытого интернет источника

«Если ведущим механизмом формирования детского поведения является подражание, значит, воспитывать детей мы можем только собственным примером?» - спросит вдумчивый читатель. Как говорят в науке, спасибо за вопрос. Действительно, оспаривать роль личного примера в воспитании ребенка не разумно. Это понимал даже грибоедовский Фамусов: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца». Но как бы ни была велика эта роль, справедливости ради отметим: подражание – необходимый механизм воспитания, но не достаточный. Есть и другие, например, многократное дублирование собственного положительного опыта.
Как это работает? Представьте себе компьютер, сошедший с конвейера и не оснащенный ни операционной системой, ни программами. Для обычного человека такой гаджет – бесполезная груда железа. Другое дело, когда он будет оснащен операционной системой и на него будут установлены необходимые для конкретного пользователя приложения – устройство сразу превращается в многофункционального интеллектуального помощника. Так и с человеком. Рождается ребенок без «операционной системы и приложений» - никаких представлений об этом мире, понятий добра и зла, верха – низа, правильного – неправильного у него нет. И тогда он начинает подражать окружающим и пробовать. Просто пробовать пришедшие ему в голову формы поведения. Идет, например, малыш мимо большой лужи. Взял и топнул ногой (просто попробовал, откуда ему знать, что дальше будет?).

Фото из открытого интернет источника
Фото из открытого интернет источника

А дальше – восторг: фонтан брызг, одежда покрылась замечательными мокрыми крапинками, мир стал веселым и забавным, хотя до этого был скучным и серым. В этом состоит собственный опыт ребенка. Но у ребенка нет собственных оценок, он пользуется оценками взрослых. Что же взрослые? «Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят: он плохой, неряха», - грозит дядя Маяковский. Поник малыш: опыт не стал положительным, повторять его нельзя.

Фото из открытого интернет-источника
Фото из открытого интернет-источника

В другой раз он уронит на асфальт недоеденную булочку, и на неё слетятся воробьи и голуби. «Смотри, - скажет мама, - птички слетелись на угощение. Птички голодные, хотят кушать, а ты их покормил». Случайный опыт стал положительным, теперь судьба всех булочек, пряников и печенек определена.
Так, поощряя желательное поведение и негативно оценивая поведение нежелательное, взрослые формируют характер ребенка. Иногда, правда, при этом «вместе с водой выплескивают и самого ребенка». Например, в первом случае, с лужей, мы, конечно, приучаем сохранять одежду чистой, и это важно. Но при этом можем нечаянно погубить эмоции ребенка, чувство восторга от исследования мира, жажду познания.

Фото из открытого интернет источника
Фото из открытого интернет источника

А это скажется потом, при обучении в школе. Можно ли сохранить и одежду чистой, и жажду исследования целой? Конечно, например, одев резиновые сапоги и непромокаемую одежду, которую потом, вдоволь напрыгавшись по лужам, можно легко смыть. Не забывайте только следить, чтобы не нанести вреда прохожим.

Фото из открытого интернет источника
Фото из открытого интернет источника