«Если ведущим механизмом формирования детского поведения является подражание, значит, воспитывать детей мы можем только собственным примером?» - спросит вдумчивый читатель. Как говорят в науке, спасибо за вопрос. Действительно, оспаривать роль личного примера в воспитании ребенка не разумно. Это понимал даже грибоедовский Фамусов: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца». Но как бы ни была велика эта роль, справедливости ради отметим: подражание – необходимый механизм воспитания, но не достаточный. Есть и другие, например, многократное дублирование собственного положительного опыта.
Как это работает? Представьте себе компьютер, сошедший с конвейера и не оснащенный ни операционной системой, ни программами. Для обычного человека такой гаджет – бесполезная груда железа. Другое дело, когда он будет оснащен операционной системой и на него будут установлены необходимые для конкретного пользователя приложения – устройство сразу превращается в многофункционального интеллектуального помощника. Так и с человеком. Рождается ребенок без «операционной системы и приложений» - никаких представлений об этом мире, понятий добра и зла, верха – низа, правильного – неправильного у него нет. И тогда он начинает подражать окружающим и пробовать. Просто пробовать пришедшие ему в голову формы поведения. Идет, например, малыш мимо большой лужи. Взял и топнул ногой (просто попробовал, откуда ему знать, что дальше будет?).
А дальше – восторг: фонтан брызг, одежда покрылась замечательными мокрыми крапинками, мир стал веселым и забавным, хотя до этого был скучным и серым. В этом состоит собственный опыт ребенка. Но у ребенка нет собственных оценок, он пользуется оценками взрослых. Что же взрослые? «Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят: он плохой, неряха», - грозит дядя Маяковский. Поник малыш: опыт не стал положительным, повторять его нельзя.
В другой раз он уронит на асфальт недоеденную булочку, и на неё слетятся воробьи и голуби. «Смотри, - скажет мама, - птички слетелись на угощение. Птички голодные, хотят кушать, а ты их покормил». Случайный опыт стал положительным, теперь судьба всех булочек, пряников и печенек определена.
Так, поощряя желательное поведение и негативно оценивая поведение нежелательное, взрослые формируют характер ребенка. Иногда, правда, при этом «вместе с водой выплескивают и самого ребенка». Например, в первом случае, с лужей, мы, конечно, приучаем сохранять одежду чистой, и это важно. Но при этом можем нечаянно погубить эмоции ребенка, чувство восторга от исследования мира, жажду познания.
А это скажется потом, при обучении в школе. Можно ли сохранить и одежду чистой, и жажду исследования целой? Конечно, например, одев резиновые сапоги и непромокаемую одежду, которую потом, вдоволь напрыгавшись по лужам, можно легко смыть. Не забывайте только следить, чтобы не нанести вреда прохожим.