На Выборгском судостроительном заводе в течение месяца из эллинга на открытый стапель выведены два рыболовных судна.
В Ленинградской области на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) образовалась очередь из рыболовных траулеров. Для спуска на воду на открытый стапель верфи в течение месяца были выведены сразу два судна – «Леонид Горбенко» (14 апреля) и «Братья Лаптевы» (12 мая).
Оба траулера относятся к серии проекта КМТ02. Впрочем, между судами есть незначительные отличия, связанные с пожеланиями заказчиков. Траулер «Леонид Горбенко» строится по проекту КМТ02.02 для компании «Атлантрыбфлот», «Братья Лаптевы» – по проекту КМТ02.03 для «Компании ЛКТ». При этом оба заказчика входят в «Группу ФОР».
Оба траулера строятся в рамках государственного механизма инвестиционных квот. Это означает, что после ввода в эксплуатацию судна, построенного на отечественной верфи, заказчику выделяется квота на вылов рыбы.
Такой механизм стимулирования отечественного судостроения был запущен в 2017 году. С тех пор заказчикам переданы шесть рыболовных судов, хотя планировалось значительно больше. Примечательно, что из шести сданных траулеров два были построены на ВСЗ. Сейчас на стадии строительства на разных верфях находятся тридцать три судна, включая героев данной статьи.
Траулеры проекта КМТ02 предназначены для лова донных видов рыб в районе Северной Атлантики. Обработка улова осуществляется прямо на борту судна. Рыбофабрика позволяет выпускать потрошеную рыбу, филе и рыбную муку. Ежесуточная производительность морозильных установок составляет 80 тонн, рыбомучной установки – 8 тонн. Для хранения готовой продукции предусмотрены морозильные трюмы вместимостью около 2,3 тыс. куб. м.
Все траулеры ВСЗ строятся на класс Российского морского регистра судоходства. При этом проект КМТ02 имеет норвежские корни. В основе – концепт ST-116XL от норвежского бюро Skipsteknisk. Технический проект готовило «Морское Инженерное Бюро». Рабочую документацию выпускает ПКБ «Петробалт».
Траулер проекта КМТ02 имеет следующие основные технические характеристики:
- водоизмещение – 5563 т;
- длина - 80,4 м;
- ширина – 15,4 м;
- осадка – 6,51 м;
- мощность главного двигателя – 4,64 МВт.
Вывод из эллинга вовсе не означает завершение строительства. Впереди у корабелов ВСЗ ещё много работы. На открытом стапеле на траулерах будет окончательно сформирована надстройка, затем начнётся спуск на воду с помощью доковой камеры. Судя по предыдущим заказам, на эти этапы может уйти несколько месяцев.
Затем траулеры будут достраиваться на воде. Этот этап может растянуться до нескольких лет. К тому же, в условиях новой экономической реальности, уязвимым местом становится значительная доля импортного оборудования на рыболовных судах. На этапе создания проекта заказчики старались выбрать для судов самое передовое оборудование.
Как будут решаться проблемы с оборудованием, покажут ближайшие месяцы. Будем следить за развитием событий.