Найти тему

Санкт-Петербург: из 1704 в 2022

В День рождения Санкт-Петербурга рассмотрим в деталях его первое изображение, датируемое 1704 годом. Попробуем определить, как выглядит то же самое место сейчас, через более чем 3 века.

Первым изображением строящегося Санкт-Петербурга считается гравюра Питера Пикарта. Она датируется 1704 годом, то есть на ней запечатлен город менее примерно через год после основания.

Питер Пикарт. Санкт-Петербург (1704 г.). Источник изображения: https://www.fiesta.ru/spb/live/10-kartin-hudozhnikov-xviii-xix-vekov-s-vidami-peterburga/
Питер Пикарт. Санкт-Петербург (1704 г.). Источник изображения: https://www.fiesta.ru/spb/live/10-kartin-hudozhnikov-xviii-xix-vekov-s-vidami-peterburga/

Сразу необходимо отметить, что Пикарт - художник-гравер из Голландии, в совершенстве владеющий всеми доступными мастерам того времени изобразительными приёмами. До своего приезда в Петербург он руководил работой мастерских московской Оружейной палаты. С 1712 года и до преклонных лет работал в Петербургской типографии. Ему доверяли гравировать планы военных наступлений. Пикарт делал детально точные зарисовки праздничных процессий, батальных сцен, гравировал портреты, географические карты, книжные иллюстрации, чертежи зданий и кораблей.

П. Пикарт. Карта Европы (начало 1720-х гг.). Источник изображения: http://russianprints.ru/full/index.php?id=386&coll=0
П. Пикарт. Карта Европы (начало 1720-х гг.). Источник изображения: http://russianprints.ru/full/index.php?id=386&coll=0

В общем, это был признанный мастер своего дела. Несмотря на несовершенную, с точки зрения современного зрителя, передачу масштабов и перспективы, в целом его гравюру следует признать исторически достоверной. Вот только что же на ней изображено?

На дальнем плане, чуть левее центра развеваются флаги над крепостью. Возможно, один из них выглядел так же, как и сейчас. Хотя официальное описание крепостному флагу (гюйсу) Пётр I дал только в 1712 году: «Гиус Красный, в котором вышереченный крест (синий андреевский) белым обложен. Гиус он же и кейзерс-флаг».
Башня, которую изобразил на своей гравюре Пикарт - это Флажная башня Петропавловской крепости. Вот так она выглядит сейчас:

Крепостной флаг на Флажной башне Петропавловской крепости (современное фото). Источник изображения: https://fishki.net/1297093-krepostnye-flagi-ili-gjujs-rossii.html
Крепостной флаг на Флажной башне Петропавловской крепости (современное фото). Источник изображения: https://fishki.net/1297093-krepostnye-flagi-ili-gjujs-rossii.html

Только в 1704 году, когда художник работал над гравюрой, каменной крепости, конечно, ещё не было. Не было и Петропавловского собора, и других зданий на территории крепости, которые сейчас являются неотъемлемой частью городской панорамы в дельте Невы:

Петропавловский собор и Флажная башня Петропавловской крепости (современный вид). Источник изображения: https://fs3.fotoload.ru/f/1018/1538938033/1920x1080/bc8ece4bae.jpg
Петропавловский собор и Флажная башня Петропавловской крепости (современный вид). Источник изображения: https://fs3.fotoload.ru/f/1018/1538938033/1920x1080/bc8ece4bae.jpg

Несмотря на изменившийся вид крепости, в целом, можно сказать, эта доминанта города хорошо узнаваема и на гравюре 1704 года, и сейчас, в 2022-м.

А вот с другими объектами несколько сложнее. В некоторых опубликованных в сети источниках указано, что правее крепости на гравюре изображен дворец Меншикова (Посольский дом). Здание, действительно очень похоже на резиденцию светлейшего князя. Сейчас дворец Меншикова выглядит вот так:

Дворец Меншикова (современный вид). Источник изображения: https://3pulse.com/uploads/photo/01/62/34/2017/08/02/9b79b5649d.jpg
Дворец Меншикова (современный вид). Источник изображения: https://3pulse.com/uploads/photo/01/62/34/2017/08/02/9b79b5649d.jpg

Только находится он не справа от Петропавловской крепости, а слева. Это хорошо видно на гравюре Михаила Махаева. Она создана гораздо позже, здесь мы можем разглядеть много знакомых объектов, в том числе и дворец Меншикова. Он находится на переднем плане слева, а в дальней перспективе виден шпиль Петропавловского собора.

М. Махаев. Вид Петербурга. Гравюра конца XVIII в. Источник изображения: https://3pulse.com/uploads/photo/01/62/34/2017/08/02/9b79b5649d.jpg
М. Махаев. Вид Петербурга. Гравюра конца XVIII в. Источник изображения: https://3pulse.com/uploads/photo/01/62/34/2017/08/02/9b79b5649d.jpg

Да и постройка этого здания была начата только в 1710 году. Так что на дальнем плане правее Флажной башни изображены совсем другие здания. Рассмотрим их внимательнее.

Фрагмент гравюры П. Пикарта. Правая часть дальнего плана.
Фрагмент гравюры П. Пикарта. Правая часть дальнего плана.

При ближайшем рассмотрении здание со шпилем, которое часто ошибочно принимают за дворец Меншикова, оказывается храмом. Это - церковь Исаакия Исповедника. Она была освящена в день рождения императора, 30 мая 1703 года. Так что на гравюре Пикарта - именно она.

Церковь Исаакия Исповедника. Источник изображения: http://aquaviva.ru/upload/iblock/03c/5ris._isaakiy_bogdanova_1751.jpg
Церковь Исаакия Исповедника. Источник изображения: http://aquaviva.ru/upload/iblock/03c/5ris._isaakiy_bogdanova_1751.jpg

Именно в этой церкви в 1707 году Пётр Алексеевич обручился с Екатериной Алексеевной (венчание прошло позже, уже в Адмиралтейском храме). Вскоре место, на котором стоял храм, потребовалось для строительства мануфактуры и полотняного завода. Пётр повелел разобрать строение по бревнам и собрать из них новый храм, который был поставлен в царской резиденции в Стрельне.

Так что здание, которое изображено на гравюре справа от башни с флагом, с 1717 года на панорамах Петербурга отсутствует. Сейчас этот участок застроен жилыми домами и бизнес-центрами. Его можно увидеть на заднем плане этого кадра, по левому берегу за мостом:

Вид на Петропавловскую крепость и Троицкое поле (современное фото). Источник изображения: https://mtdata.ru/u18/photo702B/20202872975-0/original.jpg
Вид на Петропавловскую крепость и Троицкое поле (современное фото). Источник изображения: https://mtdata.ru/u18/photo702B/20202872975-0/original.jpg

У правого края дальнего плана гравюры Пикарта виден еще один небольшой домик, похожий на обычную крестьянскую избу. Это - домик Петра I, в котором государь жил до 1708 года. По наиболее распространенной версии, он был поставлен на Троицком поле в три дня. Место для первого жилища император выбрал так, чтобы от дома открывался хороший обзор на строящуюся Петропавловскую крепость и дельту Невы.

Домик Петра Великого. Источник изображения: открытые источники
Домик Петра Великого. Источник изображения: открытые источники

Несмотря на небольшие размеры и скромный вид, это строение считалось царской резиденцией и в официальных документах именовался "Первоначальным дворцом" или "Красным домом". По распоряжению Петра деревянное здание было раскрашено "под кирпич".

Сейчас Домик Петра I является частью Государственного Русского музея. Деревянное здание окружено защитным кирпичным "коконом", из-за чего его часто путают с домом Петра I в Летнем саду.

Домик Петра I. Современное фото. Источник изображения: https://travelsoul.ru/wp-content/uploads/c/f/2/cf28e87266e7d2a9c14e3c7d042f70e7.jpeg
Домик Петра I. Современное фото. Источник изображения: https://travelsoul.ru/wp-content/uploads/c/f/2/cf28e87266e7d2a9c14e3c7d042f70e7.jpeg
Дом Петра I в Летнем саду. Современное фото. Источник изображения: https://wikiway.com/upload/hl-photo/165/7c4/letniy_dvorets_petra_i_14.jpg
Дом Петра I в Летнем саду. Современное фото. Источник изображения: https://wikiway.com/upload/hl-photo/165/7c4/letniy_dvorets_petra_i_14.jpg

Большое здание на переднем центральном плане гравюры - вероятнее всего, Питейный дом (аустерия) - гибрид трактира и гостиницы.

Питейный дом (?) Фрагмент гравюры П. Пикарта.
Питейный дом (?) Фрагмент гравюры П. Пикарта.

По воспоминаниям современников Пикарта, аустерия была большим нарядным домом в два этажа. До постройки Меншиковского дворца именно здесь проводились торжества и ассамблеи. В этой аустерии государь отмечал именины, годовщину Полтавской баталии и другие праздники.

Примерно в 1711 году аустерия была снесена, а место ее расположения отдано под Почтовый двор. Сейчас основная часть этого участка занята великолепным Мраморным дворцом.

Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди. Современное фото. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/941737/pub_60702ea0224a6e79ce21cda5_6076b9c095cbc706186b1409/scale_1200
Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди. Современное фото. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/941737/pub_60702ea0224a6e79ce21cda5_6076b9c095cbc706186b1409/scale_1200

Так что современный пейзаж Петербурга примерно с той же точки обзора сейчас выглядит вот так:

Ю. Столыпин. Панорама Невы. Вид с крыши Мраморного дворца. Современное фото. Источник изображения: https://i.pinimg.com/originals/c7/ad/af/c7adaf38bef54a340fa4131e3f60e3c7.png
Ю. Столыпин. Панорама Невы. Вид с крыши Мраморного дворца. Современное фото. Источник изображения: https://i.pinimg.com/originals/c7/ad/af/c7adaf38bef54a340fa4131e3f60e3c7.png

За 300 лет на болотистых почвах возведен один из прекраснейших городов мира. С Днём рождения, Петербург!

#день города #санкт петербург #история санкт-петербурга #история городов #петропавловская крепость #история в одной картине #день в истории