В Третьяковской галерее сейчас проходит выставка «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова». Выставка проходит до 3 июня 2022 г., на нее еще можно успеть.
Эту выставку не так давно я посетила и хочу рассказать, что интересного там можно увидеть. И, разумеется, я рекомендую ее посетить, если вы еще не сделали этого.
Представлены 20 работ известных художников второй половины ХIХ века, при чем представлены они не в отдельном, специальном зале, а каждая работа находится среди других картин этого или другого художника. Таким образом можно пройтись по различным залам и посмотреть каждую картину выставки в контексте других работ ее автора.
Идея авторов проекта – показать нам, зрителям, что эти известные полотна вызывали неприятие, дискуссии и отторжение современников. Сейчас эти работы считаются классикой и без них сложно представить Третьяковку.
Посетителю вставки предлагается воспринимать отобранные работы с той позиции, что эти шедевры были негативно восприняты в прошлом, а спустя годы, эстетические представления существенно изменились и сейчас сложно понять, как можно было найти что-то спорное. Но так ли все просто и однозначно на сегодняшний день?
«Вызов Павла Третьякова» – известно, что Третьяков приобретал картины следуя в первую очередь своему вкусу и целям.
Павел Третьяков был богатый человек, он родился в купеческой семье и смог преумножить капитал, развивая семейное дело. Когда ему было 24 года он начал приобретать картины русских художников, с самого начала планируя создать коллекцию русского искусства, которая впоследствии будет передана городу. Покупал он не только готовые работы, но и нередко заказывал картины у некоторых художников.
Когда Третьякову было 42 (в 1856 г.), он построил для своей коллекции специальное здание – галерею, которая сейчас и есть Третьяковская галерея.
То есть, первое, что необходимо понимать, что неоднозначные в то время работы приобретались Третьяковым для коллекции и для будущей галереи. Картина художника, как известно, бывает ценной часто не потому, что она хороша сама по себе, но и потому, что это работа такого-то автора, такого-то периода и т.д. К тому же не исключено, что планируя оставить коллекции потомкам, Третьяков мог рассматривать приобретаемые работы с позиции отображения на них каких-либо важных исторических моментов.
В общем, здесь сложно сказать насколько был смелым вкус Третьякова, насколько новаторскими были его взгляды, опережающими свое время или они были больше представляли собой прагматичный, в хорошем смысле, подход бизнесмена.
Но нам понятно, что подход коллекционера, выбирающего картины для личного удовольствия, ориентирующегося только на собственный вкус, будет отличаться от подхода того, кто планирует сделать вложение в искусство, и тем более от того, кто изначально формирует свою коллекцию, как городскую галерею. Горизонт времени планирования различный, цели различны. Коллекционер «для себя» может быть когда-нибудь и примет решение определить шедевры куда-то для всеобщего обозрения, а может быть и нет.
Следующее, что обращает на себя внимание, это те, кто отвергал эти шедевры. Нет, нет, речь не идет о непросвещенных обывателях. Споры и неприятие велись в профессиональной среде, то есть картины взывали вопросы у тех самых художников, работы которых мы сейчас можем видеть все в той же галерее.
Безусловно, Павлу Третьякову приходилось отстаивать свой выбор в таких условиях, когда некоторые из работ снимались с вставок, изымались из каталогов или запрещались цензурой.
Сейчас эти работы известны, скандалы давно улеглись, они нам хорошо «знакомы», так как ими иллюстрированы учебники, и мы могли много раз их видеть в Третьяковской галерее.
Однако если посмотреть на эти работы «свежим» взглядом человека, который постарается убрать из своего восприятия их известность и «классичность», может оказаться что картины неоднозначны, сложны для восприятия и почти все не из тех, которые можно повесить дома, пусть в виде копии или постера. Нет, кажется, что они были специально созданы для галереи и могли быть приобретены только каким-то крупным галеристом, вроде Третьякова. Сомневаюсь, что в то время таких, как Павел Третьяков, было много.
Вот картина Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе». Вопросов ни по рисунку, ни по композиции, ни по цветовой гамме тут нет. Но смысловое наполнение! Тоска и грусть, вот что самое малое, что вызывает эта работа. Не исключено, что изображенное на картине имело место, художник что-то хотел этим… Вообще для восприятия искусства хуже нет вот этого - думать за художника, что он хотел. Что хотел, то и сделал, а мы что можем или хотим, то и видим.
Как известно, пройдет совсем немного времени, как появится в начале ХХ века новое течение художников, которые начнут отказываться от смыслового наполнения своих произведений, переводя внимание на формы, цвет и расширяя этим границы восприятия.
На выставке представлены работы идейного содержания на религиозную тематику, которые спорны и неоднозначны по смысловому наполнению также как во второй половине ХIХ века. Но если вспомнить, что начале ХХ века религия значительно утратит свое влияние, то эти работы воспринимаются как предсказание художников, которые предчувствовали изменения в этой сфере и выразили их на своих полотнах.
Панно Михаила Врубеля «Принцесса Греза» по заказу Саввы Мамонтова не было приобретено Третьяковым и оказалась в галерее другим путем. Хотя именно эта работа принесла широкую известность Врубелю. Однако сложно представить иное место для этого панно, чем галерея. Второе панно, сделанное на гончарном заводе Мамонтова из керамики, украсило фасад гостиницы «Метрополь».
Выставка - хороший повод посетить зал Врубеля, где каждый раз можно что-то новое. В этот раз, особенным показался триптих «Фауст», к выставке он отношения не имеет, но невозможно было оторваться от совершенства, от невероятной красоты изображенного и гармонии красок.
Вот более «понятный» и, возможно кому-то более приятный глазу, пейзаж Архипа Куинджи «Березовая роща», но и здесь может возникнуть вопрос – почему такая «режущая» композиция. Даже если отвлечься от своих знаний композиции и перейти на исключительно чувственное восприятие, вопросы остаются и появляются новые.
И в заключение две работы про войну.
Первая - картина Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», где мы видим поле, усыпанное павшими в бою воинами. Тела половцев и русичей лежат рядом. Смерть стерла все их конфликты. Солнце садится, скоро наступит ночь, вот он, итог дня. Картина написана светлыми красками, природа как будто противопоставлена действиям человека. Здесь другие вопросы – почему так, и может ли бы быть иначе? Вроде бы ответ известен, но нет, такие вопросы возникают снова и снова.
И последняя – картина Василия Верещагина «Апофеоз войны». На выжженной солнцем степи, лежит куча человеческих черепов. У Верещагина это единственная работа «из головы», где изображено то, чего он не видел в реальности. Эта картина - универсальный антивоенный образ, выходящий за рамки любой исторической эпохи.
Кроме размышления над самими работами, сложно избавиться от вопросов - можем ли мы иметь самостоятельное мнение об этих работах. Воспринимаем ли мы их как нам предлагают – «это классика, шедевры» или мы воспринимаем их на основе своих знаний, полученных в художественной школе, институте или из других источников? Насколько наше мнение может быть независимым? Насколько наше мнение - наше?
Несмотря на то, что большая часть выставки - сложные и не особо радостные картины, выставка оставляет прекрасное настроение и впечатление.
Если кто-то посетил эту выставку, поделитесь своим мнением в комментариях.
#выставка #третьяковская галерея #врубель #верещагин #куинджи #перов #васнецов #