Когда пришло время, поиском жены для царя Петра занялась его мать Нарышкина Наталья Кирилловна, сам Петр в этом практически не участвовал.
Женитьба Петра давала возможность избавиться от опеки старшей сестры царевны Софьи, что в свою очередь укрепляло позиции рода Нарышкиных в борьбе за власть. Венчались Петр и Прасковья (после бракосочетания – Евдокия) Лопухина в январе 1689 г. в церкви Преображенского дворца недалеко от столицы.
Хоть Евдокия Лопухина и была красива, но особых чувств юный царь к ней не питал, а вскоре после женитьбы охладел вовсе. В немалой степени этому способствовали его похождения в Немецкой слободе, где царили свободные европейские нравы, а воспитанная в строгости Домостроя царица Евдокия стала раздражать.
Сподвижник Петра I Борис Иванович Куракин в своей «Гистории о царе Петре Алексеевиче» писал о молодой жене царя:
«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…»
По сравнению с первой красавицей Немецкой слободы Анной Монс в глазах Петра его жена явно проигрывала, а постоянные её жалобы на холодность и отдаление супруга только усиливали отчуждение, Петр практически прекратил связь с Евдокией и сыном Алексеем.
Сначала родственники Евдокии оказались в опале, затем царь Петр, будучи в Лондоне, дал поручение боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, своему дяде, убедить Евдокию совершить постриг в монахини, на что царица ответила отказом.
В итоге, в сентябре 1698 г. её насильно отправили в Суздальско-Покровский монастырь. Через какое-то время Евдокия стала жить в монастыре как мирянка, а затем вступила в связь с неким офицером Глебовым, оказавшимся в Суздали по служебным вопросам.
В 1718 году во время следствия по делу А.В. Кикина, близкого царевичу Алексею Петровичу человека и начальника Петербургского адмиралтейства, вскрылась связь царицы Евдокии и Глебова.
Из признательного письма Евдокии к Петру, опубликованного в «Истории России с древнейших времен. Том 17. Царствование Петра I Алексеевича» С. Соловьёва:
«Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою…»
По результатам разбирательства, включая очную ставку Глебова с Лопухиной, майор Глебов был казнен через посажение на кол. Сама Евдокия отправлена в Ладожский Успенский монастырь. Через несколько месяцем умер находившийся в заключении под следствием сын Евдокии и Петра I царевич Алексей.
В Ладожском Успенском монастыре Евдокия провела 7 лет, вплоть до кончины Петра I. Вторая жена царя Екатерина I, опасаясь за свое положение, заточила Евдокию в Шлиссельбургскую крепость – место для содержания особо опасных государственных преступников.
Тем не менее, Евдокия Федоровна пережила и Екатерину I, а взошедший на престол Петр II, сын погибшего царевича Алексея и внук Лопухиной освободил её из острога, восстановил её в правах и с почестями вернул в столицу.
Когда Петр II в 1730-м году умер, Евдокия Федоровна даже рассматривалась как кандидат на российский престол, умерла она в 1731-м году в возрасте 62 лет.
Любопытный факт: Евдокия была последней русской из жен российских правителей, в дальнейшем российские императоры брали себе в жены иностранок.
Уважаемые друзья, подписывайтесь на канал, делитесь своим мнением, оставляйте комментарии.