Я убеждён: если вы приходите в школу боевых искусств и вам говорят, что вы сможете применить ее принципы в бою только через 20 лет — бегите!
В эволюции боевых искусств Азии было несколько этапов. Для того, чтобы понять, откуда взялись сказки про 20 лет, необходимо прикоснуться к истории. Давайте рассмотрим генезис рукопашных практик на примере альма-матер почти всех единоборческих направлений Азии — Китая.
И пусть победит сильнейший!
Итак, кто помимо легендарных монахов Шаолиня занимался кулачным искусством, так сказать, на старте? В первую очередь это были те, кому само искусство помогало выживать. В первую очередь — военные, деревенские отряды самообороны, телохранители, бандиты и те, кто с этими бандитами боролся. То есть никаких высоконравственных мудрецов с седыми бровями. Все — практики до мозга костей!
Теперь представим себе воина, который должен готовится к тому моменту, когда сможет эффективно действовать в битве несколько десятков лет! Боюсь боеспособность такого войска будет вызывать вопросы. Есть обоснованные сомнения, что спустя те самые годы подготовки это будет армия все еще того государства, в котором она создавалась.
Да что там армия. Давайте поговорим про китайскую деревню, что раскинулась в плодородной долине, окруженной живописными горами. Местные жители мирно и трудолюбиво выращивают рис. Что такое рис в 15 или 16-м веке? Правильно — это деньги. Самый настоящий CASH! А теперь представим, как много веселых и физически крепких мужчин засели неподалеку и ждут, когда «бабло» созреет?
Вот и идут крестьяне к заезжему мастеру на поклон (чаще всего тому самом военному в вынужденной отставке). Если переговоры прошли удачно, то в обмен на «курка, яйка» мастер отбирает группу крепких молодых людей и начинает из них делать деревенскую милицию. Причем времени у него ровно на период, пока зреет рис. Конечно же будущие защитники освобождаются от рутинных обязанностей и тренируются не три раза в неделю по два часа, а буквально круглосуточно.
Урожай поспел — разбойники спускаются в долину. При удачном раскладе энергичный замес заканчивается тем, что деревня отбивает нападение, часть ополчения остаётся в живых. Причем нетрудно догадаться, что в живых остались наиболее умелые и приспособленные. То есть в сюжете появляется фактор, которого активно не хватает современным практикам боевых искусств — естественный отбор. После пары лет такой подготовки мы имеем отряд закалённых крепких бойцов. То же самое касается охранных агентств и уж тем более военных людей.
Тише едешь — меньше конкурентов
Все это боевое благоденствие продолжалось до тех пор, пока, с одной стороны, не восторжествовали законность и порядок (что всегда плохо сказывается на боевых качествах единоборческих школ), с другой (и в немалой степени благодаря торжеству законности) — мастера ушу начали переезжать в большие города.
Здесь ситуация кардинально поменялась. Если деревни расположены далеко, то в городе «гуани» соседствуют, и как следствие, конкурируют. В отличие от отрядов самообороны, где скорость равна шансам на выживание, в городах быстро подготовленный ученик — это потерянные деньги и новый потенциальный конкурент.
Именно в этот период на первый план выходит обучение тао (ката), а парная работа — фактически ключи к дорожкам ката, без которых они могут на всю жизнь остаться просто красивой хореографией — становится секретным разделом школы, который мастер открывает по крупицам. Сроки обучения растягиваются почти до бесконечности.
Выбор современного ученика
Что касается Окинавы, сюда боевое искусство Китая попадало несколькими волнами. Сначала это были китайские переселенцы, обосновавшиеся в Кумэ, затем — сами Окинавцы, отправившиеся постигать боевую науку в Китай. На первой волне возникла школа Сёрин-рю, вторая — подарила миру годзю-рю, уэчи-рю и рюэй-рю.
Общаясь со старыми мастерами, я четко понял для себя: во времена их молодости каратэ было куда менее духовным и куда более практичным.Достаточно сказать, что не было не только каратэги, но и строгого этикета, который мы видим сейчас в многочисленных додзё. Арагаки Суичи Сэнсэй и Морио Хигаонна Сэнсэй рассказывали мне, что раньше в начале тренировки не садились в сэйдза и не кланялись алтарю и учителю. Достаточно было стоя поклониться наставнику, соединив ладони перед грудью.
На мой взгляд, строгий этикет, а с ним и фундаментальные ценности, пришли в каратэ из исконно японских боевых систем в период ассимиляции островного искусства после присоединения Окинавы непосредственно к Японии. Причём и в стране восходящего солнца они появились относительно недавно. Цель практики воинского искусства, как способа самосовершенствования длиною в жизнь - шогэй будо, впервые формулируется в период сёгуната Токугавы, когда боевые навыки самураев, в силу продолжительно мирной жизни, остаются невостребованными. Своего же апогея идея будо-каратэ, как источника воспитания, достигает после реставрации Мэйдзи и упразднения самураев как класса.
Мотивация эволюционировала и создала для японских будо благодатную почву для выживания, а современному человеку — замечательную причину для занятий традиционными единоборствами. В то же время, она возложила на наставников боевых искусств огромную ответственность. Поскольку в новой реальности они должны заботиться о том, чтобы доверенное им искусство не превратилось в пыльный музейный экспонат и сохранило свои уникальные боевые методики, сложившиеся в период, когда создававшие их мастера заботились исключительно о выживании. Кроме того, наставники обязаны являться нравственными ориентирами для своих учеников, продолжая исследовать и развивать свои системы с точки зрения воспитания и становления личности в современном мире, как бы высокопарно это ни звучало! Поэтому идея шогэй будо (боевые искусства на всю жизнь) не противоречит тому, что боевые искусства должны работать. Понятно, что современный человек в своей практике лишен таких важных составляющих средневекового обучения, как ежедневная многочасовая практика и естественный отбор, когда тот же воин, охранник или член деревенской милиции вступая в самые настоящие битвы либо выживал в них и прогрессировал дальше, либо...не выживал. Поэтому то, что происходило в течение пары лет, в условиях трех тренировок в неделю длящихся максимум пару часов растягивается на пять-шесть лет. Но через эти пять-шесть лет ученик должен уметь "крепко подраться" и постоять за себя. Иначе не надо это называть боевое искусство.
Богдан Курилко