Найти тему

ШКОЛА ФЕХТОВАНИЯ ДЛЯ ОТРЯДОВ СИНСЭНГУМИ

Традиционно Тэннэн Рисин-рю (天然理心流)считается поздним потомком школы Синто-рю. Школа была основана в период Кансэй (1789-1801) Кондо Кураносукэ Нагамити.

Традиционно Тэннэн Рисин-рю (天然理心流)считается поздним потомком школы Синто-рю. Школа была основана в период Кансэй (1789-1801) Кондо Кураносукэ Нагамити. В период Бакумацу (幕末, буквально «конец сёгуната», период с 1853 по 1869 год) Тэннэн Рисин-рю прославилась тем, что была одной из школ в которой практиковались некоторые высокопоставленные члены Синсэнгуми («Новое ополчение»). О Нагамити, до того, как он основал свою школу, известно немногое, за исключением того, что он был госи (земельным самураем) из Тотоми, и что он путешествовал по всей стране, изучая различные рюха, какие именно не уточняется. Однако одной из школ, которая выделяется как главный источник вдохновения, является Синто-рю. К сожалению, не совсем ясно, какая именно школа Синто-рю имеется в виду. В энциклопедии Бугэй Рюха Дайдзитэн, написанной Вататани и Ямада, упоминается, что Нагамити изучал Синто-рю Иидзаса Тёйсай. Другие источники, Нихон Кобудо Соран и Нихон-но Кэндзюцу относят её к Касима Синто-рю (鹿島神道流). К сожалению, информации о том, у кого учился Нагамити, нет. Тем не менее, он, похоже, совершил суровую практику в Святилище Касима. После создания своей собственной школы, в которую входили кэндзюцу, баттодзюцу, дзю-дзюцу и бодзюцу, Нагамити открыл додзё в Эдо. Чтобы привлечь больше учеников, Нагамити также преподавал за пределами Эдо. Похоже он нашел усердных учеников среди сельских землевладельцев и фермеров в районе Тама. Район Тама находился под прямым управлением бакуфу, и местные жители, как говорят, были очень лояльны и стремились служить сёгуну. Некоторые землевладельцы, по-видимому, также надеялись, что когда-нибудь у них появится возможность стать из госи (сельский самурай) настоящим буси (воин). Кроме того, во времена нехватки продовольствия и голода фермеры и сельские жители часто были обязаны защищать себя и свое имущество от грабителей, так как были наиболее уязвимы, и поэтому они были очень рады возможности изучить Тэннэн Рисин-рю. Возможно, с технической точки зрения Тэннэн Рисин-рю очень подходила для этого. Вместо того, чтобы сосредоточиваться на различных мелких технических деталях, на освоение которых может потребоваться много времени, Тэннэн Рисин-рю отличается своей реалистичной, простой и мощной техникой владения мечом в сочетании с сильным ментальным настроем. Говорят, что режущая сила её техники происходит от «кигуми», комбинации «кон» и «тикара», соответственно означающих «корень» и «сила / прочность». Правильно расположив тандэн, можно получить больше режущей силы, чем просто используя руки. Кроме того, одном из разделов школы говорится, что ученики не должны слишком много заниматься ката (фиксированным рисунком), а должны уметь адаптироваться.

Кондо Исами, 4-ый глава школы и командир Синсэнгуми
Кондо Исами, 4-ый глава школы и командир Синсэнгуми

Нагамити сменил его ученик и приемный сын Кондо Сансукэ Катамаса, который происходил из района Тама. Когда Нагамити умирал, он попросил Сансукэ подойти ближе к его постели, а всех присутствующих выгнал. Затем он обучил Сансукэ своему последнему секрету, технике киайдзюцу. Киайдзюцу — это искусство мысленного доминирования над противником, часто, но не всегда, оно сочетается с озвученной проекцией энергии. При определенных обстоятельствах им можно было даже обездвижить противника. Сансукэ, как говорят, стал экспертом в киайдзюцу. Однажды Сансукэ был вынужден сразиться со своим братом, который был отличным стрелком. С расстояния примерно восемнадцати метров брат Сансукэ наставил на него заряженное ружье. Сансукэ принял позу с мечом и произнес резкий киай. Брату показалось, что Сансукэ растворился в воздухе, и все, что он мог видеть, был его сияющий меч. Также он чувствовал, что ничего не может сделать. Секунды показались вечностью, и он начал гадать, когда же меч приблизится к нему. Затем он почувствовал своего рода шок, и все его тело покрылось потом. Когда он потерял способность держать ружьё, он также потерял боевой дух, поэтому опустил оружие и признал свое поражение. К сожалению, талантливый Сансукэ умер во 2-ой год Бункэ (1805 г.) в относительно молодом возрасте сорока шести лет. Несмотря на его небольшой рост, он был настоящим гением фехтования. Поскольку он умер до того, как смог передать всю учебную программу школы своему преемнику Кондо Сюсукэ, часть учебной программы школы, включая значительное количество техник дзюдзюцу, и киайдзюцу исчезло вместе с ним. После смерти Сансукэ, Тэннэн Рисин-рю была продолжена тремя ответвлениями, одну из которых возглавлял Сюсукэ. Сюсукэ родился в деревне Кояма района Тама. После того, как он сменил своего учителя, он взял фамилию Кондо. Он снова привез школу в Эдо, открыв додзё под названием Сиэйкан. В первый год Каэй (1848) пятнадцатилетний Миягава Кацута записался в додзё Сюсукэ. Молодой человек проявил такой талант, что всего за восемь месяцев он достиг уровня мокуроку, на что в Тэннэн Рисин-рю у среднего ученика уходит около четырех лет. Он был не только талантлив как фехтовальщик, но также был очень спокоен и умен. В год, когда он получил мокуроку, вор проник в дом родителей Кацуты. Он и его старший брат услышали, как вор проник в дом, и старший брат Кацуты захотел сразиться с ним. Кацута остановил своего брата, сказав, что, поскольку вор вошел, он, вероятно, всё ещё был настороже. Он посоветовал подождать, пока вор снизит бдительность, прежде чем атаковать его. Все пошло, как и ожидалось, и когда вор уже уходил, братья внезапно закричали и напали на него. Шокированный вор уронил украденное и бросился бежать. Старший брат хотел продолжить преследование, но Кацута сказал, что украденные предметы они вернули, и что преследовать опасно, так как даже загнанная в угол мышь может укусить кошку. История об этом инциденте распространилась, и когда учитель Кацуты услышал об этом, он был настолько впечатлен, что решил усыновить молодого человека и подготовить его к тому, чтобы сделать его преемником. Позднее Кацута станет более известным как Кондо Исами. Он стал четвертым главой Тэннэн Рисин-рю и одним из основателей и движущей силой знаменитого Синсэнгуми.

Многие из членов Синсэнгуми, в том числе Хидзиката Тосидзо, Иноуэ Гэндзабуро и Окита Содзи, были практиками высокого уровня в Тэннэн Рисин-рю. Неудивительно, что Тэннэн Рисин-рю всегда почти сразу ассоциируется с Синсэнгуми. Часто рассказывают, что техники Тэннэн Рисин-рю очень хорошо подходили для группового боя, но это неверно. Правильнее сказать, что техники, используемые Синсэнгуми, были разработаны для группового боя, и что некоторые из этих техник пришли из Тэннэн Рисин-рю. Однако в Синсэнгуми также были опытные практики из других школ, наиболее известными из которых являются Иттто-рю, Синдо Мунэн-рю и Хокусин Итто-рю. В Синсэнгуми были объединены техники, которые лучше всего соответствовали их целям. Поэтому учебный план владения мечом Синсэнгуми отличается от курса Тэннэн Рисин-рю. Однако будет справедливо сказать, что некоторые из техник, которые использовались в тактике групповой борьбы Синсэнгуми, были разработаны членами Тэннэн Рисин-рю. Концепция атаки противника волнами, используемая в технике сококэн, была создана Хидзиката Тосидзо, который был вдохновлен волнообразным движением, которое делает длинная трава, когда через нее дует ветер. Техника сорюкэн, в которой два фехтовальщика зажимают между собой другого фехтовальщика, а затем рубят его, также пришла от Тэннэн Рисин-рю. Техники Тэннэн Рисин-рю также оказались очень практичными в бою на узких улочках Киото. Однако история гласит, что многие члены Синсэнгуми погибли в бою или, как это было в случае с Кондо Исами, были казнены в первый год правления Мэйдзи (1868 г.). Смерть четвёртого главы школы также почти означало конец школы Тэннэн Рисин-рю. После Кондо Исами, Кондо Югоро стал пятым главой школы. К сожалению, многие части учебной программы не были переданы ему. Чтобы узнать как можно больше о старом учебном плане, шестой глава школы Наито Тадамаса стал искать выживших членов Синсэнгуми, чтобы учиться у них. Именно благодаря Нагакура Синпати, бывшему члену Синсэнгуми, он смог обучиться некоторым техникам Тэннэн Рисин-рю, которые были утеряны, когда Кондо Исами умер, и это также помогло сохранить некоторые методы обучения и тренировки, которые Исами использовал при обучении Синсэнгуми.

Сегодня школу возглавляет дзюдаймэ (глава школы в 10 поколении) Хираи Масато.

«Бои без правил» у современных «Синсэнгуми» в школе Тэннэн Рисин-рю
«Бои без правил» у современных «Синсэнгуми» в школе Тэннэн Рисин-рю

Источник: Серж Мол. Классическое фехтование Японии.

Дополнительно:

Учебный фильм Тэннэн Рисин-рю Синсэнгуми

ХудожественныЙ фильмы о Синсэнгуми

ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ ЯПОНИИ, САМУРАЯХ И НИНДЗЯ

В ГРУППЕ «БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

ИСКУССТВО УБИВАТЬ: ЭСТЕТИЗАЦИЯ НАСИЛИЯ

ЗАРОЖДЕНИЕ ШКОЛ БОЕВЫХ ИСКУССТВ В ЯПОНИИ

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИ ИАЙДЗЮЦУ (ИАЙДО)

ТЕХНИКИ ИАЙДЗЮЦУ (ИАЙДО), НАЧИНАЮЩИЕСЯ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ

ИСКУССТВО БЫСТРОГО УДАРА МЕЧОМ В ДОСПЕХАХ