Да, сочиняют!
Всём привет, друзья! Мы очень часто делим музыку, считая, что каждый исполнитель должен творить только в своей выбранной области. Джазмен играть джаз, рокер исполнять рок, классический музыкант придерживаться своего аутентичного репертуара. Более того, даже спустя 50 лет после того, как отгремел прогрессивный рок с его ответвлением в виде симфонического рока, ещё появляются скептики, считающие, что такая музыка не имеет права на существование.
Мне всегда было интересно, как пробует себя артист в чём-то новом. И если опыты профессиональных симфонистов и академистов в поп-музыке и в написании песен для меня кажутся вещью обычной, ведь они и так считаются опытными композиторами (даже Александра Пахмутова начинала как автор произведений серьёзных форм), то экзерсисы рокеров в написании "серьёзной" музыке мне всякий раз казались интригующими.
Конечно, у нас всегда есть козырной пример в виде Джона Лорда, начавшего соединять рок и классику в рамках одного произведения ещё в конце 1960-х. Ну, мы и правда не отойдем далеко от истины. Минуя его работы 1970-х, по большей части записанные с участием симфонических оркестров, мы неожиданно узнаем, что практически последняя работа при его жизни была исключительно "классической". Boom of The Tingling Strings 2008-го года включал в себя два масштабных произведения : одноимённый фортепианный концерт и сюиту для струнного состава Disguises. Музыка эта очень интересная, и нельзя здесь обвинить маэстро в наивном использовании оркестра и неумелости сочинять. Быть может, это не сравнимо по уровню с работами его соотечественником Майкла Типпета или Малькольма Арнольда, но Лорд показал себя хорошим симфонистом, придерживающимся традиций академической музыки 20-го века.
Другим знаковым для нас примером будет коллега Лорда Кит Эмерсон, сочинивший ещё в семидесятые свой Концерт для фортепиано и оркестра. Лорд и Эмерсон во многом шагали "ноздря в ноздрю", оба одновременно начали эксперименты с обработками классики и использованием оркестров. 18-минутный концерт из трёх действий был сочинение Эмерсоном в момент своего рода творческой паузы группы Emerson, Lake and Palmer, и появился на альбоме Works в 1977-м году, как только ансамбль воссоединился. Виртуозный концерт, который Эмерсон сочинил с участием аранжировщика и дирижёра Джона Мэйера (не последний человек в английской музыке, заслуживающий в будущем отдельного разговора), был основан на мотиве своего раннего произведения Five Bridges, сюиты для рок-группы и оркестра, которую Эмерсон исполнил ещё до того, как создал ELP.
Близкой по духу может стать работа Тони Бэнкса, ещё одного клавишника из 70-х, незаменимого участника группы Genesis. Он сочинил сюиту для оркестра под названием Seven, исполненную в 2004-м году Лондонским Симфоническим оркестром. Бэнкс пошёл даже дальше: эту работу издал лейбл Naxos, специализирующийся исключительно на классической музыке. К сожалению, у критиков и слушателей эта работа не нашла должного отклика, но это не означает, что опус не заслуживает внимания.
Безусловно, нельзя обойти вниманием и Фрэнка Заппу. Он никогда не скрывал своей любви к академической музыке, постоянно внося в палитру своих альбомов либо цитаты из неё, либо псевдо-симфонические аранжировки, либо включая даже целые оркестры. Поэтому не удивительно, что в 1980-е Заппа выпустил два альбома исключительно симфонических работ, так и называвшихся London Symphony Orchestra. О них мы бы поговорили в другой раз, ибо там много о чем можно поговорить, как и о последней его работе The Yellow Shark.
И всё же всё вышеперечисленные примеры отличает и объединяет тот факт, что музыканты здесь были с классикой, что назывется, " на ты". А как насчёт тех "рокеров", кого нельзя уличить в чрезмерной любви к музыке иного порядка? Например, у нас есть сэр Пол МакКартни, который выпустил пять(!) альбомов только классической музыки. Ещё во времена издания его знаменитой Liverpool Oratorio в 1991-м году он навлёк на себя тонну критики, которая не была готова смириться с его новыми экспериментами. Между тем, это было масштабное двухчасовое полотно для хора и оркестра. Позже Сэр Пол не остановился, записал Standing Stone для оркестра и хора, который был менее масштабен. Третий альбом Working Classical был скорее сборником оркестровых обработок песен битла. Я бы рекомендовал обратить внимание на его опус Ecce Cor Meum, ораторию в 4 частях, сочиненную на латыни. Это действительно серьёзное заявление, которое слушать интересно не только из-за желания словить экзотические ощущения.Последней работой МакКартни в классическом стиле стал балет Ocean's Kingdom, повествующий о некоем Водном Мире и Земном Мире и о том, как эти миры сталкиваются. Балет был заказан New York City Ballet, исполнен составом Лондонского Симфонического Оркестра.
Задевая тему балета, нельзя не вспомнить про Il Sogno не кого-нибудь, а самого Элвиса Костелло. Его заказала итальянская Atterballeto Dance Company, сам балет основывался на сюжете "Сна в Летнюю ночь" Шекспира.Балет состоял из трёх актов. Удивительно, что диск, выпущенный фирмой Deutsche Grammophon, занял первое место в чартах классической музыки Billboard в 2004-м году.
К сожалению, только маленький кусок
Спасибо, что дочитали до конца! Я бы хотел, чтобы поднятая тема не вызывала бурные споры. Ведь даже если кто-то считает, что такой гибрид ему не нравится, это не значит, что он не имеет права на существование. К тому же, если этим занимались такие великие для мира музыки люди.
#музыка #искусство #классическая музыка #рок #полмаккартни #deep purple #emerson lake and Palmer #elvis costello
frank zappa