В 2016 году два итальянских бренда - Smeg и Dolce & Gabbana - объединились для создания оригинальной яркой коллекции бытовой техники под названием "Sicily is my love". Как указано на сайте #Smeg, на корпусах бытовой техники этой линии отражены элементы сицилийского искусства - лимоны, вишни, цветки опунции, яркие национальные сицилийские узоры. Нанесенные на приборы рисунки, по заявлению Smeg, изначально были вручную созданы сицилийскими ремесленниками и художниками. Коллекция стала "уникальным воплощением творческой мысли "Made in Italy". Предметы из сицилийской коллекции до сих пор доступны в магазинах и на сайте Smeg.
Красивые и яркие приборы, в которых воплощен талант и креатив итальянских дизайнеров. Но с самого момента представления коллекции покупателям в адрес создателей звучат обвинения в... использовании искусства Пакистана и сокрытия сего факта от потребителей. Представители Пакистана видят в данной коллекции использование искусства и творчества их страны, а не Италии. По мнению многих пакистанцев, яркие рисунки, цвета, орнаменты на данных приборах - это заимствование пакистанского трак-арта.
#Трак-арт, или украшение грузовых автомобилей в Пакистане не только традиция, а уже культурный феномен. В течение нескольких десятков лет в Пакистане специальные художники занимаются росписью грузовых автомобилей, автобусов, такси, личных авто. #Роспись состоит из традиционных пакистанских узоров и религиозных сюжетов. Каждая часть транспортного средства разрисовывается согласно конкретным правилам, например, религиозная символика всегда наносится на переднюю часть, смешные и шутливые надписи - на заднюю. В росписи траков уже выделяют несколько стилей, связанных с регионами страны. Хотя часто стили смешиваются и дополняются. Традиция уже слишком прочно закрепилась в сознании пакистанского народа, и каждый грузовик встране - это предмет искусства.
Представители Пакистана возмущены тем фактом, что Smeg и #dolcegabbana скрывают свой истинный источник вдохновения - пакистанский трак-арт.
Тем не менее, в защиту Smeg и Dolce & Gabbana также звучат утверждения, что орнаменты на приборах действительно похожи на яркие, сочные орнаменты Сицилии. Сицилийские тележки - это символ сицилийского фольклора. Роспись тележек яркими цветами с нанесением исторических или мифологических сцен - это традиция, которую сицилийцы поддерживают на протяжении нескольких веков. Возможно именно сицилийские тележки и стали источником вдохновения дизайнеров при создании коллекции кухонных приборов.
В любом случае, приборы от Smeg в колаборации с Dolce & Gabbana - это еще одна история использования элементов культуры (пакистанской или сицилийской) известными брендами, где право интеллектуальной собственности не работает. Действие авторского права не распространяется на концепции и стили. Как раз в этом случае дизайнеры создали коллекцию в стиле трак-арта или сицилийского фольклора, в основе которой лежат собственные творческие идеи. В коллекции не установлено использование или копирование конкретных рисунков, орнаментов конкретных авторов, которые охраняются авторским правом. Все, что остается представителям пакистанской культуры, - это возмущаться в социальных сетях, что они безуспешно делают уже шестой год.
Это не первый случай, когда в адрес Dolce & Gabbana звучат обвинения в поиске творческого вдохновения в трак-арте Пакистана без упоминания истинного источника. В 2015 году бренд для продвижения косметической коллекции создал передвижную рикшу в стиле трак-арт. Трёхколёсная рикша передвигалась по разным странам, в том числе по Италии и Пакистану, с которой раздавались косметические пробники. Интересно, что сам бренд назвал рикшу традиционной сицилийской тележкой.
Культурная Апроприация v. Вдохновение
Черпая идеи в чужой культуре и затем реализуя их в материальных предметах, дизайнеры оправдывают такой подход поиском вдохновения, не желая называть свое поведение культурной апроприацией,
суть которой заключается в присвоении/плагиате символов и элементов других культур с утратой их контекста и с целью получения прибыли.
Выделяют три главных элемента культурной апроприации:
1. Изменение культурного контекста, то есть искажение смысла используемого материала;
2. Дисбаланс в силах участников - как правило, сторона, чья культура используется, является малым народом, экономически и политически слабым;
3. Полное отстранение от участия представителей заимствованной культуры - не обсуждаются формы сотрудничества, не спрашивается разрешение на использование, не предлагается совместное участие и/или финансовая компенсация.
Иными словами, культурная апроприация – это присвоение чужой культуры, с которой присваивающий не имеет связи, в результате чего искажется смысл и символы данной культуры, даже в тех случаях, когда это делается неосознанно.
Проблема культурной апроприации заключается не в том, что дизайнеры ищут вдохновение в чужой культуре, а в том, что элементы и символы культуры используется вне их контекста, с утратой значения и значимости, что, естественно, является оскорблением для носителей заимствованной культуры. Народные орнаменты, как правило, выполняют не только функцию украшения, а наполнены смыслом и значением. Более того, использование чужой культуры мировыми копорациями наносит не только моральный вред, но и экономический ущерб носителям культуры.