Я не просто так поместил в заглавие сегодняшней статьи эту знаменитую строчку. Именно о такой семье сегодня и пойдёт речь.
Книг про священников, которых добрый автор ставит в разные неприятные ситуации, дабы испытать их веру на прочность, немало. В этом плане новый роман Джонатана Франзена "Перекрёстки" не первый и, я уверен, не последний.
Итак, 70-годы, пригород Чикаго. В центре сюжета - семья младшего пастора Первой реформатской церкви Расса Хильдебрандта. Сам Расс никак не может оправиться от унижения - более молодой и харизматичный конкурент выгнал его из молодёжного приходского клуба "Перекрёстки", которые Расс же и основал. Брак его трещит по швам и напоминает серое унылое болото, в котором ничего не осталось от былой страсти. При этом Расс, молодой и симпатичный, пытается расшевелить свои чувства и с удовольствием ухлёстывает за одной прихожанкой, мечтая переспать с ней.
Мэрион, жена Расса, тяжело переживает разлад в семье, прислушиваясь к отголоскам безумия, пережитого в юности. Клем, старший сын, бросает институт и записывается в армию, что больно ранит родителей-пацифистов. Средний сын Перри подсаживается на кокаин, а единственная дочь постепенно открывает для себя все радости секса, наркотиков и - нет, не рок-н-ролла, - фолка. И всё это на фоне Большой американской истории, омывающей историю одной семьи, подобно океану, омывающему острова.
Франзен даёт высказаться всем членам семьи, показывая ситуацию с разных точек зрения, иногда мастерски соединяя рассказы в единое целое. В романе нет грохочущих литаврами кульминаций - кульминации каждого персонажа тихие и камерные, но порой тихие кульминации воспринимаются гораздо сильнее громких. Все герои ищут бога и все его находят - не во внешнем, а в себе самих. Правда, кто-то вовремя понял, по какой дороге надо идти, а кому-то для этого потребовалось опуститься на самое дно.
#литература #современная литература #литературная критика #проза #современная проза