Министерство обороны Сербии начало рассматривать варианты приобретения новых истребителей для модернизации стареющих ВВС страны, которые в последние годы списали и отправили в отставку примерно 34 модернизированных истребителей МиГ-21, оставив на вооружении только одну эскадрилью истребителей, сформированную из 14 МиГ-29 советского производства.
Поскольку восточноевропейская страна остается одной из немногих на континенте за пределами НАТО и ее сферы влияния, но подвергается значительному давлению, чтобы исключить незападные вооружения из своих процессов закупок, ряд стран потенциально могут поставлять Сербии истребители, чтобы снова сформировать вторую эскадрилью, дополняющую существующие МиГи.
Сербские МиГ-29 были в основном пожертвования от России и Белоруссии, которые унаследовали значительные излишки планеров от Советского Союза, с самолетом, интегрирующим современные радары с электронным сканированием и авионику. Сербия, тем не менее, избежала громких закупок у России, в основном из-за угроз американских экономических санкций, о чем, возможно, лучше всего свидетельствует приобретение китайских систем ПВО HQ-2.
Ранее ожидалось, что Сербия купит российские С-300 или С-400. Приобретение российских истребителей, особенно более старых моделей, которые с гораздо меньшей вероятностью вызовут санкции со стороны Вашингтона, тем не менее остается возможным, хотя конкуренция со стороны Китая и европейских производителей означает, что ничего нельзя предположить. Ниже приведены некоторые из наиболее вероятных кандидатов для удовлетворения оборонных потребностей Сербии.
1. J-10C
Поступив на вооружение с 2018 года, J-10C вполне можно считать наиболее подходящим истребителем для удовлетворения оборонных потребностей Сербии и наиболее способным из Китая, который был предложен на экспорт. Реактивный самолет поколения "4 ++" с авионикой наравне с современными самолетами пятого поколения, истребитель выигрывает от низких потребностей в техническом обслуживании и эксплуатационных расходов, что делает его подходящим для ограниченного оборонного бюджета Сербии.
2. И опять китаец, JF-17 Block 3
Самолет значительно легче и имеет гораздо худшие летно-технические характеристики и более слабый двигатель, чем J-10C, но выигрывает от значительно более низких эксплуатационных расходов и более низких потребностей в техническом обслуживании, значительно ниже, чем у МиГ-29
Тот факт, что JF-17 использует двигатель, полученный от двигателя МиГ-29, также упростит техническое обслуживание.
3. МиГ-35.
Поскольку Сербия в настоящее время сильно полагается на МиГ-29, остается вероятность того, что она может сформировать вторую эскадрилью из более совершенных вариантов МиГ-29. Это могут быть модернизированные самолеты советской эпохи с новой авионикой, такие как МиГ-29СМТ / UPG, недавно поставленные в Сирию и Индию, или более дорогие недавно построенные МиГ-29МС с более современным постсоветским дизайном планера. МиГ-29М недавно был экспортирован в Алжир и Египет и имеет значительно более низкие потребности в техническом обслуживании, чем оригинальный МиГ-29, но их покупка обойдется дороже для Сербии.
Улучшенная производная МиГ-29М, МиГ-35 также может быть востребован и извлекает выгоду из использования радара AESA, более высокой полезной нагрузки оружия и доступа к новым поколениям ракет, таких как R-37M, для дальних воздушных боев. Политические факторы и текущая степень удовлетворенности Сербии существующим парком МиГ-29, вероятно, определят, могут ли быть продолжены дальнейшие закупки МиГ-29.
4. Rafale и Eurofighter
Возникнув в одной и той же программе истребителей, Rafale и Eurofighter во многом похожи, хотя первый оказался значительно более популярным на экспортных рынках из-за его более низких эксплуатационных расходов, большей дальности и большего акцента на радиоэлектронную борьбу, а также того факта, что он начал интегрировать радары с электронным сканированием почти два года назад.
Eurofighter выигрывает от более мощных двигателей и большей маневренности, но ему не хватает сильной французской лоббистской силы, необходимой для продвижения продаж за рубежом. В то время как сербские официальные лица заявили, что оба находятся на рассмотрении, Rafale остается более вероятным претендентом из-за состояния отношений с Францией, предполагаемых превосходящих возможностей истребителя и гораздо более высокой цены последних вариантов Eurofighter.
Однако основное преимущество самолета перед китайскими и российскими конкурентами является политическим, поскольку намерения Сербии присоединиться к Европейскому Союзу означают, что многомиллиардная покупка европейских боевых самолетов вполне может проложить путь к ее членству.
5. Checkmate
Если Сербия воздержится от размещения заказов на новые истребители до второй половины десятилетия, остается вероятность того, что будет приобретен Су-75. Легкий самолет пятого поколения, Checkmate был разработан с учетом приоритета скрытности, низких эксплуатационных расходов и низких потребностей в техническом обслуживании и, как ожидается, будет иметь более высокие возможности, чем любой из вышеупомянутых соперников, в то время как потенциально будет стоить сопоставимо с J-10C и МиГ-35.
Хотя приобретение Checkmate может быть очень доступным, с самолетом, сравнимым с "МиГ-21 21-го века", это сделает Сербию одним из немногих операторов истребителей пятого поколения в Восточной Европе. Будет ли программа Checkmate производить истребитель к 2027 году, как запланировано, и может ли самолет быть таким же экономически эффективным и простым в обслуживании, как рекламируется, еще предстоит выяснить, но если РОСТЕХ это сделает, Су-75 потенциально может стать ведущим претендентом на оснащение сербских ВВС.
Подписывайтесь на канал ТЕХНОСФЕРА, чтобы узнать больше интересного.
Источники: https://militarywatchmagazine.com/article/serbia-wants-new-fighter-jets-here-are-the-most-likely-options-from-chinese-j-10cs-to-french-rafales, naukatehnika.com