Сегодня мы рассмотрим картину французского художника Юбера Робера, прозванного современниками "Робер из Руин", на которой изображена достопримечательность пригорода Петербурга - Царского Села. Почему художника так прозвали, как эта картина взволновала сторонников альтернативной версии истории и как он вообще написал ее, если никогда не был в России? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.
Башня-руина - это архитектурный памятник, посвященный победе в русско-турецкой войне 1768-1774 годов, задуманный как остатки турецкой крепости с гигантской башней и частью крепостной стены с аркой. Изначально была сделана искусственно состаренной и обветшалой наподобие древних руин в соответствии с модой того времени:
История же картины началась с графа Александра Строганова, видного государственного деятеля времен Екатерины II. Искусствоведы считают, что именно он, Строганов, сделал зарисовку башни в Царском селе для того, чтобы французский художник смог написать картину, не посещая Россию, то есть не на натуре. Причем эту зарисовку Строганов подписал так: "П.[писал] Жив.[живописец] Робертъ въ Париже 1783". Таким образом он подсказал французу, с работами которого был уже хорошо знаком и более того - восхищался, как подписать картину на русский манер. Именно эту подпись и скопировал Робер на свое полотно.
Забавно, но сторонники "альтернативной истории" (на просторах интернета таких немало) выдают эту картину как некое доказательство того, что Башня-руина была построена до правления Екатерины (более того, что ее вообще "откопали" и отремонтировали). Аргумент такой: не могла башня, построенная в 1773 году за десять лет прийти в такой упадок и так сильно руинироваться. Забывая или замалчивая простые факты: во-первых башня изначально такой и задумывалась, во-вторых французский художник так никогда и не побывал в России, и в-третьих написал великое множество картин в стиле каприччио (в переводе с итальянского "прихоть"). А этот стиль подразумевал использование как реальных пейзажей, так и фантазий на тему руин в произвольных сочетаниях. Жанр, сам по себе несомненно любопытный, но абсолютно непригодный для доказывания чего-либо, относящегося к реальным историческим событиям. Именно от этой своей страсти к изображению всякого рода руин, живописец и получил свое прозвище "Робер из Руин".
Любопытно, что Робер добавил в пейзаж такие несуществующие элементы как густой еловый лес слева и горная гряда вдали на горизонте. Люди в русских национальных костюмах тоже были заимствованы Робером, не особо хорошо знавшим Россию, у своего соотечественника Жана-Батиста Лепренса, который как раз таки по России путешествовал, сделав много этнографических зарисовок, изучая русский быт и обычаи. Отправка картины в Россию задержалась, а потом грянула Французская революция, в ходе которой Робера поместили в тюрьму. Однако, художник даже находясь в заключении все равно оставался предан своему ремеслу - создал ряд картин и рисунков из тюремной жизни.
После того, как художника выпустили из тюрьмы с падением Робеспьера, и после оплаты заказа в размере 50 луидоров, в 1791 году картина наконец добралась до России. Императрица была ею вполне довольна: "Я имею наилучшее мнение о картине Робера". И далее иронично отмечала в своем письме: "Если бы Робер ... приехал сюда, он нашел бы достойные изображения виды, так как все Царское Село — огромное собрание красивейших пейзажей, какое только можно увидеть[...] Поскольку этот художник больше всего любит писать руины и поскольку теперь он имеет их такое количество перед глазами, он вполне прав, оставаясь в стране развалин". Так ехидно Екатерина II высказалась о Франции после случившейся там революции.
Примечательно, что после Великой Отечественной войны долгое время Башня-руина была в полном смысле этого слова руиной - после войны ее не стали восстанавливать, и автор этих строк лично лазил по руинам Башни-руины (иронично звучит, но чистая правда).
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.