Читатели регулярно спрашивают о классических трактатах, оказавших наибольшее влияние на развитие традиционных боевых искусств Китая. Современные технологии позволяют нам не только оцифровывать многовековое наследие, но и проводить различный анализ доступных нам текстов, включая семейные рукописные книги, ранее закрытые для широкого доступа. Анализируя эти рукописи, современные исследователи без труда находят в них множественные цитаты - из самых разных источников.
Объяснение тут несложное: традиционный экзамен на воинский чин подразумевал не только практические навыки и экзамен на силовую подготовку, но и письменный "восьмичленный экзамен". Он представлял собой сочинение на заданную тему, которую надо раскрыть, используя цитаты классических семи воинских трактатов. Так же приветствовалось использование актуального военного опыта, изложенного в текстах военачальников своей и предшествующей эпох.
Эта специфика требовала заучивания наизусть не только всего вышеупомянутого канона, но и хорошее знание работ видных военных деятелей, так или иначе прославившихся своими стратегическими, тактическими или методическими наработками. Поэтому нет ничего странного в том, что уже будучи в отставке и занимаясь обобщением своего личного опыта, народные мастера #ушу, прошедшие подготовку к воинскому экзамену и сам экзамен, так же продолжали использовать цитаты из различных воинских трактатов. Для них это была вполне естественная отсылка к известному и вполне узнаваемому авторитету.
Но после отмены конфуцианской экзаменационной системы, просуществовавшей с 605 по 1905 год, это знание ушло вместе с его носителями. Поэтому современный ушуист, изучая кулачные трактаты своей школы, не видит и не узнает такие отсылки к каноническим текстам. А это зачастую скрывает от него часть мысли, которую хотел передать потомкам автор трактата, "скрывая" недостающее через ссылку на известный для его круга канон. Хотя и прошлом большинство людей, занимавшихся боевыми искусствами, были неграмотными, и мало кто мог передать это знание.
Поэтому мы открываем цикл статей, где постараемся кратко рассказать про когда-то широко известные воинские трактаты, активно цитируемые в текстах кулачных школ времен империи Цин. Часть этой работы еще в тридцатых годах ХХ века проделал известный исследователь Тан Хао, выпустивший краткий обзор таких текстов. Сейчас у нас и информации значительно больше, и методы куда более современные. Увы, уже не надо наизусть знать тексты, а можно использовать специальные программы для лингвистического анализа. Но перейдем лучше к самим трактатам.
«Канон о мече» представляет собой монографию... о навыках работы с шестом, написанную Юй Даю, известным антияпонским генералом династии Мин.
Юй - национальный герой империи Мин, генерал-конфуцианец и мастер боевых искусств, поэт и изобретатель оружия. Его самым важным достижением было руководство антияпонской войной. Современники также пишут о нём, как о "человеке с отрицательными амбициями".
Согласно предисловию к книге, Юй Даю
с детства учился у Чжао Сюэбэня, выдающегося человека, искусству войны и сущности «Длинного меча царства Чу» (荆楚长剑 jīngchǔ chángjiàn).
После он написал такие канонические книги, как «Стрельба из лука» и «Канон о меч». Он также обучал шаолиньских монахов технике фехтования на шестах и внес выдающийся вклад в развитие и наследие шаолиньского ушу. «Армия семьи Ю», возглавляемая им во время антияпонской войны, наводила страх на пиратов, и вместе с Ци Цзигуаном их называли «Ю - дракон, Ци - тигр» (俞龙戚虎 yúlóng qīhǔ).
Генерал Ци Цзигуан очень ценил этот трактат и считал его основой для освоения техники длинного копья, поэтому «Канон о мече» содержится в знаменитой четырнадцатитомной «Цзисяо Синьшу» генерала Ци Цзигуана.
В годы империи Мин была поговорка:
Цюаньчжоу бил мир палкой,
а Юй Даю активно изучал разные навыки фехтования шестом. После многих лет своих исследований Юй Даю пришел к выводу, аналогичному знаменитому выводу Чэн Цзунъю (т.е."棍為藝中魁首"), что техника работы с палкой является основой всех видов оружия:
если вы можете [фехтовать] шестом, вы можете получить отныне [навыки владения] всех видов острого оружия.
Поэтому метод фехтования шестом является самым практичным оружием в мире, а также
лучше всего способен продемонстрировать идею военного искусства.
Сам же Юй Даю написал в «Каноне о мече»
.... в надежде, что будущие поколения смогут постичь искусство войны и способ управления миром на практике владения шестом.
Таким образом, «Канон о мече» содержит два основных направления: навыки работы с палкой и стратегическое мышление.
При этом упор не столько на основные навыки боевых искусств, такие как сила, скорость и дистанция, но также на находчивость и ум практика боевых искусств. И сам Юй Даю придает наибольшее значение «чувству времени», своевременности действий, которое также является основной стратегической идеей «Канона о мече».
С этим связано понятие «знающий ритм» (知拍 zhīpāi), которое относится к ритму двух людей, сражающихся друг с другом. В двух словах, оно представляет собой широко известный принцип:
отправиться позже, но добраться раньше
後發先至
hòufā xiānzhì
И в бою вы
... должны сохранять ясный ум и, когда ритм противника не в ладу, прерывать его атаку, чтобы одолеть врага и победить.
Поэтому в книге много примеров, в котором обсуждается ритм боя.
Можно сказать, что в «Каноне о мече» именно концепция «чувства ритма» оказала наибольшее влияние на более поздний мир боевых искусств. В большинстве популярных в то время книг по боевым искусствам уделяли больше внимания развитию и использованию силы, а также технике движений. Редко кто продумывал и и продвигал через весь свой трактат какую-то единую стратегическую концепцию, а вот идеи Юй Даю заложили основу для таких теорий, как «мягкое контролирует жесткое». Существует интересная версия, что позабытый ныне стиль нэйцзяцюань практически полностью основан на теории из этого «Канона о мече»...
В «Каноне о мече» есть и рекомендации общего плана:
...все конечности тела имеют суставы сгибания и разгибания. Поклонитесь, потянитесь вперед, поклонитесь направо, потянитесь влево. Если они все гнутся, но не тянутся, или все тянутся, но не гнутся, то [такой человек] окостеневший труп только и всего!
Закончить этот краткий обзор хочется поговоркой о том, что считалось в ту эпоху самым выдающимся боевым искусством:
Кулачное искусство императора Тайцзу, шест клана Юй
太祖拳、俞家棍
tài zǔ quán, yú jiā gùn
А на сегодня - всё. Всем скорейшего лета!
Дм. Моисеев из дождливого Питера, май 2022 года