В комментариях читатели попросили меня рассказать о творчестве Николая Кочергина. Не могу не выполнить просьбу, тем более что в нашей коллекции открыток нашлись и его работы, а в библиотеке – небольшая книжечка с иллюстрированными им сказками.
Николай Михайлович Кочергин (1897-1974) родился в подмосковном селе Всехсвятское. Сельский мальчик, определенный в Замосковорецкое училище, очень любил проводить время в Третьяковской галерее или Румянцевском музее. Так, любовь к искусству привела его в Строгановское художественно-промышленное училище.
Прежде чем стать признанным иллюстратором книг, Николай Кочергин работал в технике резьбы по дереву. Его замечательные деревянные куклы, сделанные для спектакля «Гулливер в стране лилипутов» ленинградского кукольного театра, до сих пор «живут» на сцене.
В 1918 году Кочергин ушел добровольцем на фронт. Его можно назвать одним из прародителей советского агитационного плаката. Руководил плакатной мастерской в Харькове, участвовал в создании Бакинского отделения «Окон РОСТА», оформлял культурно-массовые мероприятия, физкультурные парады. Активно сотрудничал с газетами и журналами: «Вкруг света», «Огонек», «Мир приключений».
С 1922 года Кочергин жил и работал в Ленинграде. Во время блокады города в Великую Отечественную войну тяжело больной художник не переставал работать над созданием пропагандистских плакатов, призывающих на борьбу с врагом. Цветовое решение таких плакатов часто зависело от содержания: изображая схватку с врагом, художник выбирал минимум цветов, подчеркивая драматизм боя; а победные плакаты – всегда яркие, многоцветные.
В период Великой Отечественной войны Кочергин рисовал и почтовые открытки (к сожалению, в моей коллекции пока нет таких, поэтому покажу три, найденных в открытых источниках в интернете).
Кочергин – иллюстратор
После войны Николай Михайлович Кочергин полностью погружается в иллюстрации к книгам, большинство из которых – сказки народов мира. По иллюстрированным им книгам можно заочно путешествовать по миру и изучать быт, традиции и национальный колорит разных стран. А это Китай, Индия, Вьетнам, Япония, Египет, Корея, Монголия, а также Дагестан, Карелия – да вся Россия, ведь в его арсенале иллюстратора немало русских народных сказок.
И что удивительно: художник никогда не выезжал за пределы страны, но как истинный профессионал очень тщательно работал над материалом, прежде чем приступить к рисункам к той или иной сказке. Энциклопедии, словари, красочные альбомы, художественная литература, исторические источники – он погружался в мир той страны, которая описывалась в книге. Прежде чем взяться за работу, мастер тщательно изучал этнографический материал, его интересовало всё.
Он очень тонко изображал характер, эмоции, чувства героев книги.
«Я с удовольствием работаю над иллюстрациями китайских и корейских книг. Съездил в Москву, поработал в Музее восточных культур. Большой материал дали мне старинные рукописи с рисунками. Много я тогда рисовал китайцев, корейцев. Друзья надо мной шутили, что я и русским лицам стал рисовать чуть раскосые глаза», - говорил Кочергин.
А вдохновением для иллюстраций русских сказок служили старинные крепости, здания, соборы русских городов:
«Мне не надо уезжать далеко от Ленинграда, чтобы рисовать своих героев. Летом под Лугой я рисовал комсомолку-колхозницу. Потом дома я одел её (рисунок, конечно) в длинный цветной сарафан, на голову повязал кокошник – и вот она уже Марья-краса из русской сказки. Чтобы изучить, зарисовать древние русские крепости, соборы, старинные здания, я ездил в Новгород, Псков, Изборск, Печоры. Легко себе представить, что именно над такими башнями и куполами, над этими зубчатыми стенами пролетели змеи горынычи и деревянные воздушные корабли, построенные мастером на все руки Иванушкой-дурачком…»
Так, беседуя с читателями, говорил Николай Кочергин.
Даже шрифты заголовков и буквицы (начальные буквы произведений) художник рисовал отдельно для каждой книги. В архиве художника сохранились разные варианты тех или иных буквиц. Ко всем сказкам художник старался сделать особенные буквицы, и рамки к ним, которые были бы органичным дополнением к иллюстрациям. Таким образом, Николай Кочергин создавал полноценное художественное произведение.
Открытки Николая Кочергина 50-60-х годов
В нашей коллекции открыток есть несколько его иллюстраций к русским сказкам. Открытки выпущены в 50-60-е годы.
Интересный факт про открытки с иллюстрациями Кочергина: в 1966 году издательство «Художник РСФСР» выпустило набор открыток «Малахитовая шкатулка» по сказам Бажова с иллюстрациями Кочергина. А вот книги с такими рисунками при жизни художника выпущено не было. В набор вошли 12 открыток, однако рисунков было гораздо больше. В двухтысячных годах издательство «Нигма» решило исправить несправедливость и издать книгу сказов Бажова с рисунками Кочергина. Издание получилось красочное, с мелованными листами с иллюстрациями – в общем, не книга, а малахитовая шкатулка (впрочем, и по цене тоже, как шкатулка). А вот самого набора открыток, выпущенных в 1966 году, мне пока не попадалось.
Кочергин иллюстрировал не только сказки. Запоминающиеся иллюстрации к книге Майн Рида «Всадник без головы», приключенческие повести Г. Матвеева «Зеленые цепочки”, П. Капицы «В открытом море», Э. Выгодской «Опасный беглец». Военно-патриотическая тематика в рисунках художника отражена в книгах «Денис Давыдов», «Богатыри».
Творческий стаж художника насчитывает более полувека. Он успел многое сделать в творчестве, которое всегда было близким для зрителя, а это именно то, к чему всегда стремился художник.
Спасибо, что заглянули на чашку «Вечернего чая». Подписывайтесь, если тоже любите узнавать что-то интересное из самых простых вещей, а именно из почтовых открыток.