Из архива Navygaming, 2014
Война на Тихом океане в 1941-1945 годах добавила в "копилку морских сражений большое количество боев, но именно битва за Гуадалканал (Соломоновы острова) принесла целую россыпь морских боевых столкновений на любой вкус: от атак быстрых торпедных катеров до боев линкоров и дистанционных ударов авианосцев. Бой произошел 30 ноября 1942 года, предлагаем вспомнить его подробности, а затем сделать акцент на одном из тяжелых крейсеров ВМС США- "Пенсаколе".
Обстановка на театре
1942 год. Японская империя, несмотря на чувствительное поражение при Мидуэе, была еще полна сил и расширяла свою экспансию на Тихом океане в области Соломоновых островов. Цель захвата острова Гуадалканал - постройка аэродрома и базы, чтобы перерезать коммуникации союзников между США, Австралией и Новой Зеландией. Союзники, чтобы обезопасить свои морские пути и чтобы получить плацдарм для дальнейшего наступления на Рабул, также были заинтересованы в острове. Чтобы установить контроль над ним, они высаживают на остров десант, который японцы не ожидали и который их разведка не обнаружила из-за погодных условий. Американские части по количеству превосходят японцев, да и настоящих боевых частей у японцев было немного - больше строителей. Высадка прошла удачно: захвачен аэродром Хендерсон-Филд и создан оборонительный периметр вокруг него. Япония не хотела отдавать эту стратегически важную позицию и подтянула дополнительные силы. Как раз за обладание Хендерсон-Филд и развернется битва с августа 1942 по февраль 1943 года. В этой битве произойдет в общей сложности несколько крупных сражений: три сухопутных и пять морских.
Предыстория боя
Обладание аэродромом обеспечило союзникам возможность бомбить коммуникации противника. Для японцев на островах настали тяжелые времена - не было возможности провести крупные транспорты с войсками, тяжелым вооружением, а, самое главное, с припасами. Попытки организовать другие аэродромы на центральных островах провалились, а снабжения подводными лодками не было достаточно. Некоторые тыловые части не получали пищи по 6 дней, а войскам на передовой доставлялась только треть рациона. Но выход был найден – грузы стали доставлять в ночное время, используя быстрые корабли (в большей массе эсминцы, многие из которых были переделаны в скоростные транспорты). Обычно эсминцы из-за необходимости быстрого возвращения на базу не имели времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, многие из грузов сбрасывались в воду в запечатанных стальных контейнерах, связанных вместе стропами. Плавающие контейнеры либо прибивало к берегу, либо они вылавливались из воды с барж; нередко грузы терялись. Так появился “Токийский экспресс” (этим названием окрестила быстрые ночные транспорты пресса союзников, а сами японцы ночные соединения снабжения называли «крысиной перевозкой»).
Бой у мыса Тассафаронга стал боем «Токийского экспресса» с американским соединением посланным на перехват.
8 эсминцев («Наганами» (флагман), «Таканами», транспортная группа без запасных торпед – «Куросио», «Оясио», «Кагеро», «Судзукадзе», «Кавакадзе» и «Макинами») с одной стороны против TF 67 (4 тяжелых крейсера («Миннеаполис», «Нью-Орлеан», «Пенсакола», «Нортхэмптон»), 1 легкого крейсера («Гонолулу») и 6 эсминцев («Флетчер», «Дрейтон», «Мэури», «Перкинс», «Лэмсон», «Ларднер»)). Японским соединением командовал контр-адмирал Рейдзо Танака (27 апреля 1892 - 9 июля 1969), специалист по торпедному вооружению и эсминцам. Соединение TF 67 было создано после проигранной союзниками первой морской битвы у Гуадалканала. В соединение вошли три группы: две крейсерские и одна эсминцев; каждая имела в своём составе корабль, оборудованный радиолокатором SG. Американскими силами командовал контр-адмирал Каролтон Херберт Райт (2 июня 1892 – 27 июня 1970); он был назначен на эту должность практически перед битвой – 28 ноября.
Приняв командование, Райт провёл совещание с командирами кораблей, на котором обсуждал план ведения боёв с японскими кораблями в будущем, включая ночные бои у Гуадалканала. План, разработанный ещё Кинкейдом, предполагал, что оборудованные радарами эсминцы идут впереди колонны крейсеров и атакуют японские корабли торпедами сразу после их обнаружения, а затем покидают поле боя, оставляя крейсерам чистое пространство для стрельбы. Крейсера должны открывать артиллерийский огонь на расстоянии от 9 144 до 10 972 метров. Гидросамолёты КР должны проводить разведку и сбрасывать осветительные бомбы над противником во время боя.
29 ноября разведка союзников перехватила и расшифровала японское сообщение, переданное 17-й армии на Гуадалканале, предупреждающее о сроках прихода отряда Танаки. Получив эту информацию, Хэлси приказал Райту силами TF67 перехватить Танаку у Гуадалканала. Соединение TF67, где флагманом Райта стал «Миннеаполис», покинуло Эспириту-Санту на скорости 27 узлов сразу после полуночи 29 ноября и совершило переход в 580 миль к Гуадалканалу. Во время перехода были встречены эсминцы «Лэмсон» и «Ларднер», которые возвращались после сопровождения конвоя на Гуадалканал, и им было приказано присоединиться к TF67. Испытывая недостаток времени для того, чтобы посвятить командиров встреченных эсминцев в план боя, Райт приказал им занять место в колонне за крейсерами.
Отряд Танаки покинул Шортлендские острова сразу после полуночи 30 ноября и направился к Гуадалканалу. Танака принял меры, чтобы избежать обнаружения воздушной разведкой союзников, сначала направив корабли к северо-востоку через Бугенвильский пролив, а затем, повернув на юго-восток, прошёл проливом Индиспенсибл. Однако, австралийский береговой наблюдатель, пост которого находился на юге Бугенвиля, передал по радио сообщение об отходе кораблей Танаки с Шортлендских островов. Это донесение было получено Райтом. В то же самое время японские разведывательное самолёты обнаружили конвой союзников у Гуадалканала и сообщили об этом Танаке, который предупредил командиров эсминцев, что этой ночью возможен бой, и «При таком повороте событий будет важнее всего уничтожить врага, даже если придётся отказаться от доставки снабжения».
Бой
Как ни торопились американцы к месту предстоящего боя, они все же опоздали. Какого-то часа не хватило контр-адмиралу Райту, чтобы, миновав пролив Железное Дно, выйти к мысу Эсперанс и встретить противника на открытом водном пространстве, где не было бы укрытия от всевидящего ока радаров. Желание увеличить свои силы за счет еще двух эскадренных миноносцев еще более задержало американского адмирала - эсминцы «Лэмсон» и «Ларднер» пришли в точку рандеву с опозданием. После того, как в 22:23 они заняли место в конце кильватерной колонны, Райт приказал лечь на западный курс и двигаться в строю пеленга. Следуя полным ходом в западном направлении с эсминцами на флангах, соединение начало поиск противника.
Авангардную группу соединения (в тот момент правый фланг) составляли эсминцы «Флетчер» (брейд-вымпел командира ТG 67.4 (он же командир «Флетчера») коммандера Уильяма Кола), «Перкинс», «Мэури», «Дрейтон». Далее в порядке следования шли крейсера: «Миннеаполис» (флаг Райта), «Нью Орлеан», «Пенсакола», «Гонолулу» (флаг контр-адмирала Мэлона Тисдейла) и «Нортхэмптон». Замыкали построение левофланговые «Лэмсон» и «Ларднер».
Оценивая погоду, можно сказать, что она в большой мере благоприятствовала японской стороне. Весь вечер шел сильный дождь, тучи закрывали луну. В таких условиях японские корабли, продолжавшие быстро двигаться на юг, не смогли точно соблюсти место в строю. Когда дождь закончился, и видимость увеличилась до 40 каб., Танака приказал снизить ход до 12 узлов и перестроиться.
После перестроения японские корабли образовали кильватерную колонну, в которой один за другим шли 31, 15 и 24-й дивизионы. В момент, когда эсминцы снизили скорость, чтобы образовать новый ордер, над ними внезапно пролетели три американских разведывательных гидросамолета, но ни один из них не заметил врага. Около 23:00 отряд Танаки вошел с севера в пролив Железное Дно и начал приготовления к сбросу контейнеров.
Одновременно не имевший контейнеров «Таканами» занял место на левом траверзе колонны. Противники продолжали быстро сближаться.
В 23:06 на экране радиолокатора крейсера «Миннеаполис» появился подозрительный импульс - цель на расстоянии 11 миль прямо по курсу. Райт сразу же приказал повернуть вправо, и соединение снова пошло кильватерной колонной. Отвернув несколько влево, американские корабли легли на курс, почти параллельный курсу кораблей Танаки. В то же самое время корабли Танаки, которые не были оборудованы радарами, разбились на две группы и приготовились сбрасывать бочки за борт. «Наганами», «Кавакадзэ» и «Судзукадзэ» направились к своей точке выгрузки у рифа Дома, а «Макинами», «Кагеро», «Оясио» и «Куросио» направились к Тассафаронге.
Эсминцы американского авангарда, к тому времени также обнаружившие противника, начали готовиться к торпедной атаке. «Флетчер» шел головным и вел непрерывное радиолокационное наблюдение. К 23:16 цели находились от него слева по носу уже на расстоянии 35 кбт.
Командир TG 67.4, коммандер Кол, запросил разрешение произвести торпедный залп. Райт, в свою очередь, уточнил, не велико ли расстояние для торпедной стрельбы. После получения ответа еще четыре минуты потребовалось американскому адмиралу, чтобы разрешить атаку.
Когда же он дал разрешение, цели американских эсминцев ушли с оптимальной дальности, достигнув предела дальности стрельбы американских торпед. В 23:20 «Флетчер», «Перкинс» и «Дрэйтон» всё же выпустили в общей сложности 20 торпед по кораблям Танаки. «Мэури», не имеющий радара SG и не вошедший в визуальный контакт с противником, от торпедной атаки воздержался.
Видимо, именно эта задержка стала для американцев роковой. Неосторожно сблизившись с противником, их корабли стали заметны ему невооруженным взглядом. В 23:12, еще до того, как «Флетчер» и «Миннеаполис» начали свои глубокомысленные переговоры, сигнальщики «Таканами» доложили об обнаружении «семи американских эсминцев», двигавшихся встречным курсом. Первой реакцией Танаки был немедленный отход после сброса контейнеров, но затем, более вдумчиво оценив обстановку, он приказал сблизиться и решительно атаковать. Лишь два замыкающих эсминца 24-го дивизиона получили в 23:16 приказ отделиться и сбросить контейнеры. Чуть позже от основных сил отделился флагманский «Наганами».
В то же самое время Райт приказал своим кораблям открыть артиллерийский огонь. В 23:21 "Миннеаполис" дал первый залп, за ним последовали остальные американские крейсера. В это же время четыре эсминца Коула выстрелили осветительными снарядами в направлении целей и увеличили ход, чтобы уйти с места боя и не мешать действиям своих крейсеров. Находившийся ближе всех к противнику «Таканами» был поражен уже первыми залпами. Он продолжал энергично маневрировать под шквалом огня, но тяжелые восьмидюймовые снаряды настигали его вновь и вновь. На боевых постах пали командир корабля капитан 2 ранга Масами Огура и командир дивизиона эсминцев капитан 2 ранга Тасио Симидзи. Спустя десять минут «Таканами» загорелся и потерял управление. Тем не менее, ему удалось приковать к себе внимание практически всех артиллеристов противника. Доклады о потоплении все новых и новых японских эсминцев так и сыпались на голову растерявшегося от счастья Райта.
Дело в том, что, не имея подсветки прожекторами, американские наводчики ориентировались исключительно по вспышкам выстрелов с вражеских кораблей, а никто из японцев кроме «Таканами» огня не открывал. Гидросамолеты сбросили осветительные бомбы только через четыре минуты после начала боя (по данным других историков они участия в бою не принимали). К тому времени японский отряд имел уже настолько разомкнутое построение, что кроме «Таканами» других кораблей противника просто не было видно. Из остальных эсминцев в ходе этого этапа боя лишь «Наганами» получил одно попадание снаряда среднего калибра в дымовую трубу. Американский торпедный залп вообще не принес плодов, т.к. японцы обнаружили следы приближающихся торпед и без труда уклонились от них.
Поскольку корабли противников продолжали двигаться встречно-параллельными курсами, то после того, как они поравнялись друг с другом, дистанция вновь начала увеличиваться. В 23:25 американские эсминцы авангарда были вынуждены прекратить огонь, т.к. перестали видеть цель. В 23:27 Райт приказал им провести поиск японских транспортов в северном направлении, после чего корабли Кола развили 25-узловую скорость и легли на курс 350°. Больше эти эсминцы в бою не участвовали.
Так как весь огонь американских кораблей был сосредоточен на горящем, вышедшем из строя «Таканами», остальные японские корабли без помех смогли выйти в торпедную атаку на американские корабли. Идущий в центре японской колонны, флагман Танаки, «Наганами», развернулся через правый борт, открыл огонь и начал ставить дымовую завесу. Следующие за ним «Кавакадзэ» и «Судзукадзэ» развернулись через левый борт.
Спустя семь минут после начала стрельбы Райт считал бой окончательно выигранным. Однако в этот момент ситуация изменилась до неузнаваемости. В 23:27 флагманский "Миннеаполис" содрогнулся от страшного взрыва - одновременно его поразило две торпеды. Так, уже мертвые, торпедисты «Таканами» смогли отплатить за свою гибель. Их залп, данный с пистолетной дистанции, имел поразительный успех. Первая торпеда попала в район башни № 1 и вызвала взрыв ее, а также находившихся в носовых цистернах запасов авиационного бензина. Оторванная часть повисла вертикально, волочась по воде. Вторая торпеда взорвалась на уровне котельного отделения № 2. О силе взрыва говорит хотя бы то обстоятельство, что при падении вызванной им стены воды была затоплена навигационная рубка. Переборки, разделявшие котельные отделения, спустя несколько минут не выдержали давления воды, и вскоре все три котельные оказались затопленными. Машины крейсера встали, прекратилась подача энергии в башни. С момента торпедирования до этого события «Миннеаполис» дал еще одиннадцать залпов по врагу. Райт успел до полной потери электроэнергии связаться с «Гонолулу» и передать командование находившемуся на нем младшему флагману - контр-адмиралу Тисдейлу.
Спустя минуту после того, как на «Миннеаполисе» начали грохотать взрывы, американцы получили новый удар.
Крейсер "Нью Орлеан" как раз осуществлял поворот вправо, чтобы избежать столкновения с поврежденным флагманским кораблем, как получил попадание торпеды в носовую часть с левого борта. От взрыва торпеды сдетонировал боезапас двух погребов. Носовая часть оказалась оторванной до второй башни. Практически весь находившийся там личный состав погиб. Оторвавшуюся часть пронесло течением вдоль левого борта корабля. Наблюдавший это зрелище сигнальщик вначале доложил, что «только что мимо проплыл тонущий "Миннеаполис".
Впоследствии же оставшийся экипаж не без доли «черного» юмора утверждал, что крейсер был единственным кораблем в мире, который таранил сам себя. Хотя «Нью Орлеан» лишился возможности управляться, он сумел сохранить пятиузловой ход и самостоятельно прибыть в Тулаги.
Однако самые страшные испытания для американцев были еще впереди.....
Окончание следует...
Статья military_surgeon из архива Navygaming, №2(5)/2014.
Источники:
Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; Potter E.B. Sea Power: A Naval History. —U.S. Naval Institute Press, 1981. — 416 c. ; Иванов, С.В. Тяжелые крейсера США/ С.В.Иванов // Война на море, № 17, часть 1.- 2004.- 52 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. Все крейсера Второй мировой войны, Эксмо, 2012.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 352 с.; Патянин, С. В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, С.Барабанов,; К.В.Егоров.- М.: Яуза, Эксмо, 2014. – 536 с.; Малов, А. Тяжелые крейсера типа "Пенсакола"/ А.А.Малов.- Морская коллекция, № 4(163), 6 (165).- 2013.- 32 с.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.