Приходя в себя после посещения консульства, я слонялся по улицам Рима, уже налегке, без документов и денег.
Гостиница, в которой я жил, называлась Notti a Roma – «Ночи в Риме», была из разряда bed&breakfast, т.е. попросту квартирой из нескольких комнат в старом жилом доме, которую сдавали под ночлег. Такое название, буквально "кровать и завтрак", точно отражало назначение такого рода заведений. Всё, что нужно было неутомимым туристам, это позавтракать, затем ринуться в бесконечные лабиринты Вечного города, озираясь по сторонам, чтобы не пропустить очередного шедевра архитектуры. А поздно вечером прийти и рухнуть на кровать в изнеможении. Но назвать эту гостиницу ночлежкой после такого душевного отношения у меня язык не поворачивается.
Воскресенье было последним воскресеньем месяца, а в эти дни посещение музеев Ватикана, в которых я еще не был, бесплатное. Я, конечно, воспользовался этой возможностью. Как говорил легендарный персонаж Горбатый из фильма Говорухина «Место встречи изменить нельзя»: «Правильно делаешь, гони её прочь, тугу-печаль». Я решил последовать этому совету.
Двинулся я в путь, снимая всё любопытное, что мне попадалось.
Растения.
Кошек.
Оригинальные водопроводы.
Красивые мосты.
Замок Святого Ангела, откуда бросилась вниз графиня Тоска, героиня великой оперы Пуччини. И где якобы находился орден иллюминатов в романе Дэна Брауна «Ангелы и демоны».
Призраков. Вы скажете, что это просто фотобрак? А по-моему - это призраки.
Наконец, я добрался до музеев Ватикана.
Народу на входе было не так много, и я подумал, что смогу спокойно насладиться сокровищами музеев. Это слово не случайно используется во множественном числе, это целый комплекс музеев, включающий и картинные галереи, и музеи скульптур, и Исторический музей.
Сначала я прошел сквозь строй римских скульптур и бюстов.
Потом восхитился древнеримской ванной. И куда потом подевалась античная культура гигиены в средневековой Европе? Сначала были варвары и вандалы, затем, как неизбежный результат, эпидемии чумы, холеры и прочих напастей.
Конечно, впечатлила так называемая лестница Браманте.
Точнее сказать, оригинальная лестница работы архитектора Донато Браманте 1505-го года закрыта для посещения.
Современные посетители музеев пользуются новой лестницей работы Джузеппе Момо 1932-го года.
Я чувствовал себя, словно спускаюсь в чрево музея. Чуть не сказал в преисподнюю, но потом быстро исправился, все-таки нахожусь в Ватикане.
Я не собираюсь подробно рассказывать о сокровищах этих музеев. Моя задача – поделиться своим субъективным восприятием. На то оно и субъективное, что может не обратить внимания на общепризнанный шедевр и восхититься какой-то безделицей. Меня всегда удивляют люди, которые фотографируют все картины и скульптуры подряд. Тот самый случай, когда за деревьями не увидишь леса. Впрочем, каждому свое.
Но нельзя не упомянуть о так называемых станцах Рафаэля, залах, стены которых были расписаны великим художником Рафаэлем Санти. Stanza – это по-итальянски «комната». В четырех этих комнатах и жили папы Римские, начиная с Юлия II. Здесь они занимались делами, подписывали документы. Самая знаменитая из комнат так и называется Stanza della Signatura –«Комната подписывания».
И главное в ней - самая известная фреска Рафаэля «Афинская школа» - о споре о природе реального и идеального в лице Аристотеля и его учителя Платона, где показаны и другие знаменитые греческие философы Сократ, Диоген, Пифагор. Считается, что Рафаэль наделил греческих философов чертами своих гениальных современников Леонардо да Винчи, Микеланджело, да и о себе не забыл.
Это был известный прием многих великих художников. Впрочем, сверить черты и определить сходство было сложно. Постепенно человеческое столпотворение становилось если и не вавилонским, то близким к нему.
Ну что ж, переведем дух и в следующий раз продолжим свое путешествие по музеям Ватикана.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов
Лайки и комментарии способствуют развитию канала.
#Путешествия #италия #рим #музеи ватикана #станцы рафаэля