Найти в Дзене
Ольга Николаева

РАЗБИТЫЕ НАДЕЖДЫ

У Светы на душе скребли кошки. Противно так скребли. И больно. А почему? Она и сама не понимала. Вроде, всё у них с Вадимом было хорошо. Скоро они поженятся, и у них родится сын. Врач из женской консультации сегодня даже похвалила её. Правда, они так мало в последнее время бывают вместе. Но это объяснимо: ведь её любимый – будущий офицер и практически живёт в казарме. А Света пока с его родителями. В их роскошной квартире. Но это временно. Вот получит Вадик диплом, а, вместе с ним, назначение, и они втроём поедут к месту его службы. Там Светлана совьёт уютное гнёздышко. А она это сумеет...

Это было лучшее лето в её жизни. Они с мамой осуществили, наконец, свою давнюю мечту. Впервые выехали на море. Мечтали о поездке уже несколько лет. И готовились к ней с самой зимы. Копили денежку. Приходилось даже в чём-то себе отказывать. Добираться решили самолётом. Тоже, кстати, в первый раз. Билеты заказали заранее. А больше и заботиться не о чем. У мамы отпуск на работе, у Светы каникулы в институте. Свобода! Сведущие люди подсказали, что лучший отдых – дикарями. Не привязан к процедурам и внутреннему распорядку, как на курорте или в санатории. Весь день предоставлен самому себе. Завтрак, обед, ужин – когда тебе удобно.

Утром они ещё были дома. А вечером увидели Чёрное море. Сначала из иллюминатора. Оно было большим и синим. С жильём у них срослось сразу. Хозяйкой оказалась старенькая худая старушка. Она открыла калитку и сразу же пригласила их в маленький домик. В один из двух симпатичных домиков, которые каждое лето сдавала отдыхающим. Хозяйский Бимка встретил сибирячек приветливым лаем. Наскоро организовав ужин, мама с дочкой отправились к морю. Тёмная южная ночь. Можно сказать, непроглядная. На чёрном небе бисером рассыпались звёзды. Поют цикады. И вот оно… шумит у твоих ног. Вода солёная – непривычно. И прозрачная. Такая, что виден каждый камушек. Но это днём…

Лето – время, когда особенно хочется думать о любви. С Вадиком Света познакомилась уже на третий день. Он на море не в первый раз. Поэтому сразу стал личным гидом. Показывал самые красивые места. Оба любят плавать и нырять. Вооружившись ластами и масками, вдвоём уплывали далеко в море. Изучали подводный мир. Рядом с ним Свете всё было нипочём. Вечерами они сидели в скверике под старой липой. И обнимались. Это была любовь с первого взгляда. Мама, конечно, радовалась за дочку. Вадим – юноша серьёзный. И перспективный, вон какую профессию серьёзную выбрал.

Отдых подошёл к концу. Влюблённые разъехались по своим городам. Она в Новосибирск. Он в Минск. В разные союзные республики. Одного государства под названием Советский Союз. В 70-е годы это была ещё одна страна, одна великая держава. Они долго переписывались. Его письма были в стихах. И, конечно, о любви. Света их бережно хранит. Иногда на неё накатывало. Хотелось всё бросить и умчаться к любимому. Несмотря ни на расстояние, ни на обстоятельства.

Вадим вдруг приехал к ней на Новый год. Совсем неожиданно. Такой вот новогодний подарок сделал. Если хочешь быть с человеком, никакое расстояние не помеха. В такой день каждое слово особенное. Оно романтикой наполнено. Запах мандаринов и хвои. Сияющие разноцветные огни. Подарки в красивой обёртке. Вадик предложение руки и сердца Светлане сделал. Под бой курантов. Конечно, она ответила «да!» Восторг и чувство новизны переполняли обоих. Но оба понимали, что им надо закончить учёбу. Вернуться после зимних каникул к своим привычным делам. К занятиям: Вадику в военном училище, Свете в педагогическом.

Вадим улетал. Света провожала его в аэропорту. Она будет беспокоиться. И вряд ли сможет заснуть сегодня. Вот так, одного проводила… а другого ждать будет. Только то, что она теперь не одна, девушка поняла не сразу. В конце концов, не маленькая… Поспешила в больницу. Там беременность подтвердилась. И первая мысль: надо сообщить Вадику. Как он отреагирует на такую новость? Конечно же, обрадуется. Они говорили с ним о будущих детях, мечтали. Чтобы в их семье было не меньше троих. Оба они у родителей единственные. Плохо расти без сестёр и братьев. Это они знают не понаслышке. И в обществе за такими, как они, закрепилась не лучшая репутация. Из-за их, якобы, инфантильности и избалованности. Вроде, как хуже приспособлены к жизни и не умеют идти на компромисс. Но это, конечно, не про них. Хотя…

Света поспешила на переговорный пункт. Придётся подождать. Сколько – неизвестно. Что ж, по-любому, так быстрее, чем письмом. Она нашла свободный стул и приготовилась ждать. Плохо, что выходить нельзя. Можно пропустить: «Минск! Третья кабина!..» Кабинок здесь много. Они все деревянные, с застеклёнными дверями. За стойкой сидит женщина – оператор. Объявляет, принимает оплату. Домашнего телефона у них в квартире нет. Хотя мама встала на очередь уже давно. От нечего делать Света рассматривала тех, кто сегодня заглянул в междугородку. Студенты, командированные, солдаты, офицеры… «Вот уж мой «генерал» удивится», - подумала девушка. Она впервые решилась отвлечь его от важных и серьёзных дел. Но оно того стоит…

В телефонной трубке шумело и трещало. Но она успела сказать ему главное. Теперь это будет их секрет. Один на двоих. Разговор вдруг прервался. То ли линия перегружена, то ли Вадим бросил трубку. Света так и не поняла.

Маме она не сказала ничего. Решила, пусть будущий муж объясняется. А без него ей было страшно признаваться.

Побежали дни и недели томительного ожидания. Вадим не писал и не звонил. Что происходит? О плохом Света старалась не думать. И старательно скрывала свою беременность. От мамы и любопытных глаз. Живот у неё был небольшой. И просторные свитера и кофточки могли бы спасти ситуацию. Но это был не её случай. Света всегда носила обтягивающую одежду. Если это красивая молодая девушка с точёной фигуркой, то почему бы и нет? Она нашла выход из ситуации. Корсет с тугой шнуровкой. Он творил чудеса. Утянутая в жёсткий корсет, талия по-прежнему оставалась тонкой. Всё было шито-крыто. Но шито, как выяснилось, «белыми нитками». То бишь, неловко и неумело. Шнуровку заметили однокурсницы. А как не заметить, если сидишь на парах позади Светланы. Пошли разговоры, грязные пересуды. Беременность вне брака в те годы была щекотливой темой. Её осуждали, критиковали, обличали. За спиной шептались, но спросить напрямую, в лоб, никто не решался. Слухи дошли до деканата. Свету вызвали «на ковёр». Состоялся очень неприятный разговор. Ей напрямую заявили, что та порочит звание советской студентки. Что допустить беременность, не будучи при этом замужней женщиной, стыдно и аморально. И, что ей надо, в конце концов, навести порядок в личной жизни. В самое ближайшее время.

В тот день Людмила Петровна заметила, что дочка вернулась из института сама не своя. Молчать дальше Света больше не могла. Да и не хотела. Рассказала маме всё без утайки. Про переговоры. Про корсет. И про деканат, конечно. Наревелись обе, наплакались до одури. Выплеснули всё отчаяние, огорчение, обиду. И тут мама прошлась по всем. Сначала досталось институту: «Ишь, какие моралисты выискались…» Свету пожурила лишь за то, что та утягивалась: «Бестолковая, ты же могла ребёнку навредить». Но больше всех претензий в свой адрес получил, конечно, Вадим. «Поматросил и бросил? Нет, ничего у него не выйдет! Спрятаться, значит, решил? Будущий офицер, называется… физически и морально устойчивый? Поигрался с девчонкой, и в кусты. Спектакль, понимаешь, разыграл, с предложением руки и сердца… Нет, за свои поступки надо отвечать!»

И полетело в столицу Белоруссии письмо. Адресованное «этому прохвосту». С угрозами. Что они этого так не оставят. Что дадут делу ход, если он не женится незамедлительно на Светлане. В противном случае, прощай, карьера…

Ответ не заставил себя долго ждать. Лаконичный до предела. Телеграмма с одним коротким словом: «Приезжай».

На железнодорожном вокзале её встречал Вадим. Очень серьёзный и деловой. На ходу поцеловал в щёчку. Сказал что-то про военные учения. На которые, якобы, его тогда срочно отправили. Привёз домой. Передал родителям с рук на руки: «Это Светлана», и умчался. Даже ночевать не остался.

Зато назавтра он появился в квартире очень рано. Света ещё лежала в постели. Ей не спалось в новой для неё обстановке. Вроде всё хорошо. Но сон долго не приходил. И тут Вадик… С огромным букетом. Такой родной, такой любимый… Сказал, что по-прежнему её любит. Что его намерения в отношении Светланы не изменились. Только… надо немного подождать.

Серёжка родился небольшим. Зато здоровеньким. Они с Вадиком заранее условились, что сына в честь дедушки назовут. Нежность накрыла молодую мать, когда ей впервые показали малыша. Какое же это счастье! Ничего подобного Света раньше не испытывала. Это невозможно передать словами. И до чего же на Вадика похож…

Эта палата – теперь её дом на ближайшие дни. К соседкам вон мужья приходят. Под окнами стоят. Записочки пишут. Её Вадим записок не писал. Он, вообще, ни разу в роддоме не появился. Передачи Светлане её будущая свекровь приносила.

Вадик на выписку примчался. Света уж и не надеялась. Сказал на ушко, что жутко нервничает. Наконец, медсестра вынесла заветный свёрток, перевязанный голубой лентой. Положила на руки молодому папаше.

Дома их уже ждали новоиспечённые бабушка с дедушкой. Открыли шампанское. Разлили по бокалам. Свете нельзя, она лишь пригубила. Сказали, как водится, добрые слова. Главное, чтобы наследник рос здоровеньким, и стал хорошим человеком.

С родителями Вадика у неё сложились добрые отношения. Скоро она станет называть их мамой и папой. Сын у них есть, внук тоже. А скоро в её лице и дочку обретут.

Сегодня Елена Анатольевна и Сергей Иванович собираются к друзьям на юбилей. В доме непривычная суета. Света помогает будущей свекрови подобрать соответствующий наряд. Чтобы было красиво и достойно. Со вкусом у неё всё в порядке. Причёску тоже соорудила сама. Собственноручно. Хорошо получилось. Света осталась дома с малышом. Навалилась тоска и никак не хотела отпускать. Маленький Серёжка хныкал в свой кроватке, кряхтел, беспокоился.

Родители вернулись домой поздно ночью. В гостиной ещё долго горел свет. Хозяева были явно чем-то взволнованы. Переговаривались вполголоса. Старались не шуметь. А утром вызвали молодую женщину на кухню для серьёзного разговора.

- Ты должна вернуться домой. Обратно к маме. Ты взрослый человек и должна нас понять, Света. В общем… тебе здесь не светит. Вадим вчера женился, и мы были на его свадьбе. А его женой стала дочь командующего войсками нашего округа…