Среди персонажей греческих мифов Ахилл является одним из наиболее известных героев. Его подвиги описаны в бессмертной "Илиаде" Гомером. И было бы неправильным приступать к описанию деяний этого персонажа, не коснувшись жизненного пути его отца и деда. Что за подвиги они совершали, каковы мотивы поступков его предков - это и многое другое и будет в центре нашего внимания.
Изучая жизнеописание Геракла, мы могли убедиться, что его деяния вовсе не являются подвигами, как обычно принято считать большинством исследователей, или поступками благородного человека. Как раз наоборот, по большей части они говорят о крайней жестокости, мстительности этого персонажа, исключительной ревности и даже маниакальной кровожадности. Многим подобный вывод покажется сомнительным и, может быть, другие герои, скажут они, совсем не такие. Нам следует рассмотреть деяния других героев Древней Греции: Пелея - отца Ахилла и Теламона - отца Аякса.
Пелей был сыном Эака, отцом которого являлся сам Зевс, а матерью была Эгина - дочь Асопа. Владыка богов похитил Эгину и сошёлся с ней на острове Ойнона, который позже стали называть Эгиной. Асоп был категорическим противником отношений между своей дочерью и Зевсом. От этого союза и родился Эак. И вот что говорит об этом герое греческий автор.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга III: "Эак женился на Эндеиде, дочери Скирона, от которой у него родились сыновья Пелей и Теламон. Но Ферекид сообщает, что Теламон был другом, а не братом Пелея и что он был сыном Актея и Главки, дочери Кихрея. Эак сошелся затем с Псаматой, дочерью Нерея, которая, пытаясь избежать его объятий, превратилась в тюленя, и породил сына Фока.
Эак был самым благочестивым из всех людей. В его время Элладу постиг неурожай, причиной которого был Пелопс (он вел войну со Стимфалом, царем Аркадии, и так как Аркадии захватить не смог, притворился другом Стимфала, убил его, а тело разрубил на части и повсюду разбросал). Поэтому оракулы богов гласили, что Эллада избавится от постигших ее несчастий только тогда, когда Эак сотворит за нее молитву. Когда Эак сотворил эти молитвы, Эллада действительно избавилась от неурожая. Эак и после смерти пользуется почетом у Плутона, охраняя ключи от Аида.
Так как Фок отличался во всех состязаниях, его братья Пелей и Теламон составили против него заговор. Когда Теламону выпал жребий состязаться с Фоком, он метнул диск Фоку в голову и убил его. Затем он вместе с Пелеем отнес тело в лес и закопал. Позднее, однако, убийство было раскрыто, и Эак изгнал их с острова Эгины".
По мнению Аполлодора Пелей и Теламон - родные братья, а, следовательно, их дети Ахилл и Эант (он же Аякс в "Илиаде"), двоюродные братья. Будучи женатым на Эндеиде, от которой и родились Пелей и Теламон, Эак сошёлся с Псаматой. Очевидно, что девушка, пытавшаяся избежать объятий страстного любовника, подверглась насилию. Аполлодор называет Эака "самым благочестивым из всех людей". Чем вызвана эта оценка его поведения трудно сказать, но называть такие поступки благочестивыми никак нельзя. Благочестие (εὐσέβεια) заключается не только в почитании богов, соблюдении предписаний религий, но и в почитании родителей, уважении к законам, соблюдении моральных норм. И кому, как не богу, быть носителем морали, принципов чести, законности? Если бог не является носителем высоких принципов, то требовать исполнения их от людей у него нет никакого права. Это и естественно, и логично, и законно. Вот только в случае с Зевсом всё выглядит совершенно наоборот. Чтобы стать отцом Эака, Зевс похищает и насилует Эгину, его сын Эак поступает точно также с Псаматой. Какое же тут благочестие? Здесь речь идёт о бесчестии! В обоих случаях и Зевс, и Эак вступают в связь с женщиной против воли родителей девушки и её самой. Уважение к женщине - это прежде всего уважение к потомкам. В чём же смысл почитания богов, если сами боги не соблюдают человеческие законы? Авторитет любого существа - и богов, и людей - зиждется на уважении к ним и на верности своему слову. Людей, не соблюдающих эту верность, мы называем вероломными и преступниками. Эак следует путём отца, но это - путь попрания законов, путь бесчестия, а не благочестия.
Аполлодор утверждает, что благодаря молитве Эака, Эллада была спасена от неурожая, постигшего жителей Пелопоннеса в наказание за преступление Пелопса. Странной логики придерживаются боги: наказывать невиновных жителей Пелопоннеса за преступление одного конкретного человека можно, а вот наказать убийцу нельзя...Проще предположить, что неурожай стал следствием или плохих погодных условий, или разорительной войны. И в этом последнем случае вполне вероятно, что Эак способствовал заключению мира и, как следствие, грабежи земледельцев прекратились, благодаря чему в памяти народа он стал "самым благочестивым из людей". А что же скрывается за словами легенды о том, что после смерти Эак охранял ключи от Аида? Странным было бы охранять царство смерти, путь на кладбище для всех открыт. А вот выйти из царства Аида могут не все... Обычно же люди охраняют сокровища, а ключи от сокровищницы доверяют самому надёжному. Но возвратимся к сыновьям Эака.
Пелей и Теламон составили заговор против Фока. Но обстоятельства убийства в легенде больше похожи на то, что оно было непредумышленным. Во время состязания Теламон метнул диск в голову своего брата и убил его. Такова официальная версия. Но вряд ли события происходили именно так, ведь, наблюдая за полётом диска во время тренировок или состязания, всегда можно увернуться от летящего снаряда. А если Фок не мог увернуться от диска, значит был застигнут врасплох убийцами. Показание братьев, что Фок был убит нечаянно во время состязаний (такой версии придерживается, например, Диодор Сицилийский), нужно рассматривать как попытку убийц снять с себя долю ответственности, ведь в противном случае убийство было обдуманным и спланированным. Убийцы закопали тело погибшего брата в лесу, скорее всего там же, где он был убит. И это ещё один довод в пользу того, что никаких соревнований не было. По прошествии некоторого времени убийство было раскрыто и отец, по обычаю того времени, изгнал их с родного острова. В результате он не только утратил младшего сына, но и лишил двух старших наследства. Причиной убийства, судя по всему, было стремление старших братьев избавиться от конкурента за наследство.
Павсаний приводит несколько другой вариант убийства, где убийцем был Пелей, а инициатором убийства мать братьев.
Павсаний, "Описание Эллады"Книга II, гл. 29: "Когда Теламон и Пелей пригласили Фока на состязание в пентатле (пяти видах состязания) и до Пелея дошла очередь бросить камень — он служил им вместо диска, — то он нарочно попал им в Фока. Этим он доставил удовольствие своей матери: ведь они были рождены от дочери Скирона [Эндеиды], Фок же был не ее сыном, но сыном другой матери, сестры Фетиды, если только правду рассказывают эллины".
Если принимать на веру слова о благочестии Эака, то у любого непредвзятого читателя возникает вопрос: каким образом у самого благочестивого среди жителей Эллады появились сыновья, убийцы своего брата? Как он занимался их воспитанием? Свершая благо для всех жителей Эллады, он не мог свершить благо для своих сыновей... Но, учитывая жизненный путь Зевса и Эака, эти вопросы можно считать риторическими. Представление о чести у них просто отсутствовало. Что-то не ладное у ахейцев и с моралью, и с почитанием богов, и с соблюдением обычаев. Когда речь идёт о выгоде и удовольствии, моральные принципы - это самое последнее на что обращают внимание и боги, и авантюристы древней Эллады.