Можно выделить 2 ключевых фактора влияющих на успешность обучения ребенка в школе, это врожденные способности и мотивация.
С врожденными способностями всё относительно понятно- они либо есть, либо их нет. Одним детям легко даются задачки по математике, а другим требуется намного больше усилий и времени для понимания того же материала, а если говорит о достаточно сложном материале, например изучаемом в старшей школе, то такие знания могут оказать и вовсе недоступны.
С мотивацией к учебе дела обстоят сложнее, мотивация может быть внутренняя и внешняя.
Наилучший вариант- это когда у ребенка есть внутренняя мотивация к обучению, тяга к новым знаниям, ребенку самому интересно учится и узнавать новое. К сожалению такое встречается достаточно редко, хотя с рождения все дети любознательны, но к середине начальной школы как правило желание добровольно учится у детей пропадает. Возможно современная система образования и в частности школа способствует этому. Но на фоне общего нежелания учится (скорее ходить в школу) у ребенка может сформироваться ярко выраженная тяга к проеденной предметной области, например к истории или математике. В области интересов ребенка мотивация к знаниям будет сохраняться высокая и соответственно результаты обучения тоже будут на высоте.
Внешняя мотивация- это как правило влияние родителей и общества. "Все ходят в школу и я хожу", "Все должны учиться". Кроме того родители зачастую оказывают значительное давление на ребенка, мотивируя его хорошо учится. Это давление может выражаться как в виде положительного подкрепления (похвала и награды за успехи в учебе, например новые гаджеты), так и в отрицательном (забрать телефон за двойки, не отпустить гулять). Кроме того родители осуществляют постоянный контроль, что тоже является внешней мотивацией для ребенка.
Идеальный вариант когда у ребенка высокая мотивация к учебе и высокие врожденные способности. Такие дети как правило успешны в учебной и вне учебной деятельности (доп образовании), это отличники.
Дети с высокой мотивацией, но недостаточно высокими врожденными способностями, такие дети тоже могут быть успешны в учебе, но они достигают успеха за счет трудолюбия и усидчивости, им приходится тратить гораздо больше времени на учебу чем детям из первой категории. Про таких детей часто говорят, что они "Учится не умом, а попой"- потому что они много сидят и зубрят.
Дети с низкой мотивацией к учебе и высокими врожденными способностями как правило успешны в каком-то одном предмете, к которому у них есть интерес. Остальные предметы они изучаю по остаточному принципу.
И самый сложный случай- это когда нет ни мотивации ни способностей, это как правило классические двоечники, даже если их заставить учится, то у них это плохо получается. Здесь важно не передавить ребенка, что бы не отбить и так слабую тягу к обучению.