Найти в Дзене
Аутизм и школа

Как учится тяжёлый аутичный ребёнок в школе на надомной форме обучения.

Я не знаю, как тактично, чтобы, Боже упаси, не задеть чьи-то хрупкие чувства, рассказывать о школе. Не о том, какой Гриша молодец и на тринадцатом году жизни пошёл в школу.
А о том, как проходит обучения ребёнка, подобного Грише на дому. Как в общей школе, так и в коррекционной.

Но, мне кажется, немного всё же надо написать, потому что я вижу из комментариев, что родители дошкольников пребывают в иллюзии или, наоборот, в страхе: - А как это мой неговорящий, поведенческий невменяемый ребёнок будет учиться??? Даже на дому.

А некоторые думают, что вот этот ребёнок таки будет учиться на дому. Придёт сейчас учитель и да, будет учить. Читать научит, писать, считать. Ну хоть чему-то.

Ох, девочки и мальчики...

Открываю секрет многих родителей уже взрослых "школьников" надомников. Тяжёлых, без речевых, или плохо говорящих. И с неконтролируемым поведением.

А секрет такой.

Вот так будет проходить обучение вашего сложного ребёнка:

НИКАК.

Это как?

Вот так. НИКАК. И всё.

А как же аттестации?

НИКАК.

А как же занятия?

НИКАК.

А как же... учитель же приходит...

Да.

Что он делает?

Если ребёнок не подпускает к себе, то НИЧЕГО.

Как ничего?

Вот так.

И что?

НИЧЕГО. Годами - НИЧЕГО.

Вот, как проходит обучение тяжёлого ребёнка в школе (на дому).

---

Мы числились в общей школе 3.5 года.

И вот мне было интересно, а что же они будут делать, когда Гриша (не говорящий, неконтактный, не умеющий даже за столом удержаться дольше 5-и минут) просидит в первом классе пять лет, отпущенных на началку?

Он там за 3.5 года добрался только до второго.

Никакой аттестации не было. Просто учительница посмотрев, что мы делаем, сказала, что он уже знает на второй класс, его можно переводить))) Через три года. Сама она к его знаниям была непричастна. Как и две её предшественницы.

Да, вы не ослышались. За 3.5 года в общей школе у нас перебывало 3 (!) учительницы.
Как думаете, почему?
Предполагаю, что понятно (они не знали, что с нами делать и "добирали" Гришей часы).
И Собирались на четвёртый год прислать четвёртую (!!!!!!!!!!), потому что ей опять не хватало часов.
К аутичному, сложному ребёнку собирались прислать четвёртую учительницу... По остаточному признаку, как понимаете.
Но нам повезло. И к тому моменту Гриша начал улучшаться и именно третья учительница перевела его во второй класс и именно она больше всех участвовала в его обучении. И именно она попросила не делать этого, не давать нам нового учителя. А нас не собирались даже спрашивать.

Но оставим грустные подробности нашей эпопеи. И продолжим про школу.

Я спрашивала у директора, у учителей: - Что мы здесь делаем? Ребёнок не говорит, не взаимодействует с учителем... А коррекционная школа ему не положена по документам...

Да... Но... Так положено... Все дети должны учиться...

ха-ха-ха

Это не смешно. Но это так.

И при этом постоянно предлагали перейти на СЕМЕЙНУЮ форму обучения.

Я им про "дайте справку, что он необучаем", а они мне "возьмите полную юридическую ответственность за образование своего ребёнка на себя, перед государством, которое считает, что этот ребёнок обязан учиться в школе, только нет ни одного человека, который мог бы его учить, а ты, мама, без специального образования, это сделай. Целая школа в обнимку с дефектологом не могут, а ты, мама, смоги".

Вот такие разговоры. Глухой со слепым, что называется.

---

В коррекционной школе история немного изменилась. В силу того, что Гриша изменился.

Но, по факту, если бы он был всё так же плох (не говорил и не вступал в контакт), то вся история продолжалась бы.

Какое обучение??? Какие аттестации?? Если ребёнок орёт при виде учителя и прячется под стол, или в туалете. А учитель стоит в коридоре растерянно. Потом сидит на кухне и пьёт чай. Всё. 9 лет подряд учитель может вполне так пить чай, а ребёнок будет его игнорировать.

В лучшем случае, они поиграют... Если учитель будет настойчив. Или вместе чай попьют.

Но на этом всё.

Добавлю. Даже если не всё, то, извините, а что можно сделать два (!) раза в неделю по два часа? С тяжёлым ребёнком, с которым ты не знаешь, что делать.
ЧТО???? Что с ним можно сделать?
Уточню. Если ты знаешь, что делать, то два раза в неделю по два часа - это уже хорошо. Но если не знаешь... Что можно сделать, если не знаешь?

На мой взгляд, ничего.

---

Вот так будет проходить обучение вашего тяжёлого ребёнка как в общей, так и в коррекционной школе на дому.

---

И Вы можете сколько угодно рвать на себе тельняшку, что-то кому-то доказывать, говорить про Конституцию и про "мой ребёнок имеет право". Но по факту, если ваш ребёнок сложен, то...

То нечего не будет. Кроме формальности.

---

Я знаю, что сейчас многие могут написать, а вот нет!!! У нас именно занятия.

Повторяю. Без речи, с неконтролируемым поведением. У вас занятия? Чем?

Итак.
Вопрос.
Как проходит обучение без речевого, поведенческого, аутичного ребёнка на дому?
Ответ.
НИКАК.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. Всё течёт и всё меняется. Помните это.

Гриша, мальчик, который 5 (!) лет "учился" на дому и никогда не ходил успешно и продолжительно в садик, смог сделать шаг в сторону обучения в школе.

Только мааааленький нюанс: успех этот не очень зависит от самой школы. Скорее от семьи и личности учителя, который идёт навстречу родителям. Не более.

Это я к тому, что не ждите от школы ничего, не надейтесь на учителя. Есть вероятность, что ничего не изменится.

А так же не бойтесь. Если ваш ребёнок плох, то он плох. Учитель школы это не исправит. И требовать от него того, что ребёнок объективно не может, не будет. Вам понизят программу ниже плинтуса и будут продолжать имитацию обучения.

П.С. 2. Но это про сложных. А есть ещё дети сложные, но не безнадёжные, как Гриша сейчас.

Тут начинается совсем другая, не менее печальная история, как понимаю... А называется она так: - Докажите, что он не дурак.

Расскажу, когда докажу)))

П.С.3. Так же добавлю то, с чем лично дела не имела. Но знаю по рассказам родителей.

Вполне может случиться следующее. Ваш ребёнок способен ходить в школу (коррекционную). Он никому не мешает. Тихо сидит. Но... Мало что понимает...

И... Так он может просидеть и год и два. А потом вам скажут, что надо понизить программу опять же ниже плинтуса, туда, где не важны никакие знания. И поставят вас перед фактом. То есть вам реально год могут не говорить, что Ваш ребёнок НИЧЕГО не делает на уроках...

А вы с умилением думаете, какие мы молодцы, ходим в школу, получаем образование, социализируемся. Ага, молодцы. Только ребёнок там ни с кем не общается, сидит один и НИЧЕГО не делает. Просто никому не мешает...

Такие дела.

---

Надеюсь, все живы после прочтения этой заметки. Все хрупкие чувства в порядке.

Держитесь.