О «Роскошном часослове герцога Беррийского» после смерти герцога говорили как об «особенно богато украшенном». В настоящее время манускрипт является одним из самых известных в мире средневековых кодексов.
Герцог Беррийский пожелал, чтобы работу по составлению и украшению этой благочестивой книги взяли на себя братья Лимбург. Но когда работа близилась к завершению, в 1416 г., смерть забрала к себе не только всех трех братьев-мастеров, но и их заказчика.
В дальнейшем, вплоть до 1485 года, манускрипт продолжал пополняться миниатюрами. На сегодняшний день наиболее ценятся листы из календарного раздела, посвященные работам на все двенадцать месяцев, которые можно отнести к начальному периоду украшения часослова.
Полукруглые арки, которые венчают изображения, написаны дорогим синим ультрамарином. Каждая арка состоит из четырех концентрических полей. На поле внешнего полукружия располагаются латинские названия знаков зодиака, сменяющих друг друга в разных месяцах.
Второе поле представляет усеянную звездами часть кольца зодиака с синим фоном. Во внутреннем полукружии изображен солнечный бог Феб, который мчится по небу в колеснице с крылатыми конями и держит в руках солнце.
Под космологическими тимпанами с исчислениями астрономических циклов располагаются полномасштабные изображения тех действий, которые положено производить в соответствующем месяце, пребывая ли при дворе герцога или работая на земле.
Сцены придворной или сельской жизни происходят на великолепных пейзажных фонах, где в большинстве случаев изображен один из знаменитых замков герцога Беррийского либо французского короля.
Замки выписаны с достаточной точностью, но представлены в отдалении, как своего рода миражи. Это бастионы и символы власти, где пребывают сокровища сюзерена и его художественные коллекции.
В сцене, которая сопровождает месяц февраль, под свинцовым небом простирается укрытая снегом земля. Жизнь едва теплится в когтях холода. На улице рубят дрова и складывают в вязанки, внутри дома мужчина и женщины греются у открытого огня. Все три персонажа бесстыдно задирают свои одежды, у пары в доме они подняты настолько, что видны гениталии. Заказчик, должно быть, посмеивался, глядя на всю эту нескромность.
Возможно, герцогу нравился и новый на тот момент тип пейзажного изображения. Глаз перемещается от детали к детали: от дыма — к свинцово-серому небу, к морозному дыханию человека во дворе, от снега на стогах сена - к овцам в загоне. Птицы клюют зерна, рассыпанные крестьянином, следы которого видны на снегу.
Никогда доселе такие вещи не изображались, прошло много времени, прежде чем что-то подобное появилось вновь, например, в картине Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу».
Изображение в «Роскошном часослове герцога Беррийского» представляет собой самый ранний правдивый зимний пейзаж в истории искусства.
Его отличает непревзойденная точность наблюдений и несравненная красота, свидетельствующая о таланте Лимбургов и о потенциальной силе нового жанра, нашедшего прибежище в иллюминированной рукописи времен позднего Средневековья.
_____
Рекомендуем к просмотру нашу лекцию «Пейзаж. Досье на жанр»