Урок: математика
Тема: «Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры масс».
Класс: 1
Цели: познакомить обучающихся с способом измерения жидких и сыпучих веществ.
Задачи:
- формировать представление об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки;
- развивать внимание, наблюдательность, логику, графическую зоркость;
- привить интерес к предмету, стремление к преодолению трудностей, умение работать в группе.
Оборудование: доска, мел, мерные ложки, различные ёмкости для практической работы, пшено, вода, мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Организационный
- Здравствуйте ребята!
- Приготовьтесь, пожалуйста, к уроку, присаживайтесь.
-Сегодня нас ждет очень интересная тема, сегодня мы будем учиться измерять жидкость и сыпучие вещества.
2. Актуализация знаний.
- После уроков нам обязательно нужно накормить птенчиков, только как им всем поровну разделить пшено?
-Выставляется чашка с пшеном и две тарелочки.
-Нужно насыпать пшена в две тарелочки птенчикам поровну. Как это сделать?
- Затем выставляю выставляет маленький стаканчик и ложку. В одну тарелку насыпает пшено из ложки (Дети считают количество насыпанных ложек).
-В другую тарелку насыпаю пшено стаканчиками. (Дети также отсчитывают. Я поровну насыпала крупу, а пшена в одной тарелке больше, чем в другой)
-Почему так произошло?
- Для того, чтобы измерить сыпучие тела, нужно пользоваться условной меркой, и эта мерка должна быть одинаковой.
-Тема нашего урока сегодня: «Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры масс».
3. Физкультминутка
- Ребята, немного отдохнем.
Поднимает руки — класс - Это «РАЗ».
Повернулась голова – Это «ДВА».
Руки вниз, вперёд смотри – Это «ТРИ».
Руки в стороны пошире развернули на «ЧЕТЫРЕ»
С силой их к плечам прижать – Это «ПЯТЬ».
Всем ребятам тихо сесть – Это «ШЕСТЬ».
4. Изучение нового материала.
- Ребята, чтобы измерить сыпучие вещества – такие как крупу, сахар горох, или жидкость – воду, надо знать несколько правил.
-Существуют правила измерения:
1 правило – мы сначала выберем условную мерку, чем мы будем измерять жидкость.
- Вот 2 кувшина – условной меркой будут чашки.
2 правило – мы будем наливать жидкость до краев.
3 правило – мы будем выливать из чашки в миску.
И в конце скажем, какое количество меньше и больше сравнив количество мерок.
- Внимательно следите и давайте считать вместе.
5. Практическая работа.
- А теперь задание – в каком стакане воды больше, в каком меньше? В первом, он широкий, во втором он высокий)
- А теперь выберите мерку, давайте сначала померяем чайными ложками, и запишем, сколько воды в первом стакане, а сколько во втором?
- Видите ребята, на глаз не всегда можно точно определить. Если сосуды разной высоты и ширины – то обязательно нужно измерить меркой.
- Как вы думаете, будет ли тот же результат, если мы измерим другой меркой?
-Давайте попробуем измерить, меркой – столовой ложкой. Посчитайте сколько чайных ложек в первом сосуде, сколько во втором.
- Вот видите ребята, если измерять другой, меркой, то показатели будут другие, но воды там столько же. Если мерить маленькими ложками – мерками – то их будет больше, а если большими – то меньше.
6. Закрепление.
- Подумайте дома, и ответьте на вопрос:
Спускался муравей с горы, а навстречу ему - верблюд. Верблюд спрашивает муравья: «Скажи, пожалуйста, муравей, есть ли в горах вода?» «Есть, -отвечает муравей. -Там огромное озеро». Обрадовался верблюд, поднялся на гору, но как не пытался напиться воды, никак не мог. «Обманул меня муравей»,- подумал верблюд.
- А как вы думаете, обманул ли муравей верблюда? Почему вы так считаете?
7. Рефлексия. Итог урока.
-Чем мы сегодня занимались?
- Что было трудным?
- Какими мерками мы измеряли объем?
- Что вам понравилось делать больше всего?
- Кто сегодня был самым внимательным?