Еще недавно вы шли на работу как на праздник. Как говорят, работали не за страх, а за совесть. А сейчас все чаще ловите себя на том, что вам неинтересно выполнять свои рабочие обязанности.
Вы пытаетесь себя успокоить: ну и что, что работа перестала нравиться, ведь вы трудитесь, прежде всего, для того, чтобы получать зарплату! Однако такая мотивация срабатывает не всегда. И вы потихоньку начинаете просматривать список подходящих вакансий: возможно, пора сменить место работы? Если понимаете, что не можете себе позволить вот так, сразу, сорваться с места, чувствуете себя ужасно несчастной. Что же делать?
Почему стало скучно на работе?
Прежде всего, вам стоит понять: в такую ситуацию попадают почти все! По крайней мере, те люди, которые видят в работе не только источник заработка, но и возможность самореализоваться. Это как возрастные кризисы, которые неизбежны, но кто-то проходит их относительно легко, а кто-то – наломав дров. Профессиональное выгорание – естественный процесс.
Наш удивительный мозг способен адаптироваться для того, чтобы мы смогли выполнять разные функции. Столкнувшись с новым делом или задачей, сначала мы испытываем возбуждение и подъем, но, спустя какое-то время мозг начинает адаптироваться, выстраивать внутри себя цепочку нейронов, рвение проходит, и мы абсолютно спокойно, даже автоматически, выполняем те операции, которые еще вчера казались такими интересными и креативными. Еще вчера вы волновались: получится ли? А сегодня уверены в своих силах. Но вместе с уверенностью приходит и скука.
Есть несколько уровней профессионализма:
- Неосознанная некомпетентность. Только заняв свою должность, вы понимаете, что, в принципе, ничего сложного в ваших обязанностях нет. Вы действуете методом проб и ошибок, и нередко испытываете кайф от того, что гадаете: получится ли в этот раз?
- Осознанная некомпетентность. До вас дошло: вы очень неопытны. Вам не хватает знаний и умений. На этом этапе вы можете саботировать работу только из страха, что делай не делай – все равно ничего не получится. Вы начинаете искать нужную информацию, просить коллег о помощи – словом, принимаетесь наращивать свой профессионализм.
- Осознанная компетентность. Набравшись опыта, вы наконец-то почувствовали себя на коне. Вы четко знаете правила игры, знакомы с нюансами своей профессиональной деятельности и действуете строго «по уставу».
- Неосознанная компетентность. Собственно, вам необязательно заглядывать в справочники или напрягать мозг, вспоминая, как надо действовать в той или иной ситуации. Сумма ваших знаний и умений настолько велика, что вы выполняете свою работу «на автомате». Именно на этом этапе вы можете почувствовать, что достигли пика, и заскучать.
Что делать?
Некоторые люди и без труда скучают и занимаются ерундой. Но этот неверный путь порой заводит их в тупик и, в конце концов, ведет к медленному разрушению.
В один прекрасный день, если вы продолжите скучать, вас уволит начальник с работы, или вы сами сорветесь и наделаете глупостей: рассоритесь с кем не надо, подведете окружающих, завалите проект.
Ваша задача – устроить себе хорошенькую встряску. Причем для этого необязательно писать заявление об уходе и громко хлопать дверью. Увольнение – самое последнее, что следует предпринять. А для начала подумайте: чего еще вы не пробовали в своей профессии? Поставьте перед собой некую цель, скажем, добиться через пару месяцев каких-то невероятных успехов.
Старайтесь рутинные дела, не приносящие вам удовольствия, или передать коллегам (если это возможно), или выполнять как можно быстрее. Освободившееся время посвятите своей цели.
Хороший вариант борьбы со скукой – обучение. Предложите руководству провести ряд тренингов для коллег-новичков. Роль учителя будет для вас той самой встряской, которая поможет по-новому посмотреть на свою профессию и на себя в ней.