Найти тему
Город на память

«Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход

25 марта 2019 года/

ВДНХ занимает площадь 235 гектаров, считается, что это крупнейший в мире комплекс, в котором есть место выставочным и музейным площадкам, развлечениям и зелёной зоне отдыха. Ежегодно выставку посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход, пройдя под триумфальной аркой с барельефами и скульптурной группой «Тракторист и колхозница». Спроектировал это монументальное сооружение архитектор Иннокентий Мельчаков, который работал также над оформлением белорусского и прибалтийских павильонов.

-2

Вскоре после возрождения ВСХВ добираться до выставки стало проще – в 1958 году открылась для пассажиров станция метро «ВСХВ», спустя год переименованная одновременно с самой выставкой в «ВДНХ». История Москвы – это и история городского транспорта. Так получилось, что сюжет про Главный вход посвящён не столько архитектуре, сколько различным транспортным средствам, так или иначе связанным с ВДНХ.

-3

После переименования ВДНХ в ВВЦ предлагалось переименовать и одноимённую с выставкой станцию метро, но эта идея не была реализована. Среди возможных новых названий рассматривались варианты: «Выставочная», «Ростокино», «Космическая».

-4

От проспекта Мира к выставке ведёт широкая аллея, в советское время здесь были установлены флагштоки, на которых развевались гигантские полотнища. В 1990-е годы часть аллеи (1-й Поперечный проезд) была застроена двухэтажными магазинами, позднее снесёнными в ходе реконструкции Музея космонавтики.

Смотрите старые фотографии: Вид на ВДНХ из гостиницы «Космос». 1985 год:

1985 Вид из гостиницы «Космос»-2

-5

Уже лет двадцать здесь собираются уличные музыканты. Наибольшей популярностью пользуются исполнители хитов группы «Кино», а в последние годы с этническими песнями гастролируют музыканты из Эквадора. Вайшнавы (они же – кришнаиты) проводят здесь харинамы – красочные шествия с танцами и распеванием маха-мантры «Харе Кришна».

-6
-7
-8

В окрестностях тусуются местные неформалы и бездомные, среди постоянных попрошаек можно встретить инвалидов, старушек и даже темнокожих африканцев. По статистике правоохранительных органов, прилегавшая к метро территория ещё недавно входила в тройку самых криминогенных районов Москвы, уступая лишь Комсомольской площади и Старому Арбату. Но со сносом торговых точек в 1-м Поперечном проезде ситуация изменилась к лучшему.

Смотрите старые фотографии: Дорога от проспекта Мира к Главному входу. 2000 год:

2000 Вид на гостиницу «Космос»

-9

Добраться до ВДНХ можно и на поезде монорельсовой транспортной системы, только ходят поезда теперь раз в полчаса и, вероятно, скоро монорельс вовсе прекратит обременительное для городского бюджета существование.

-10

Вид на Главный вход из окна поезда.

Долгое время станция метро «ВДНХ» была конечной на «оранжевой» Калужско-Рижской линии, вся нагрузка по перевозке горожан в Медведково, Бабушкино, Бибирево и другие окраинные районы ложилась на постоянно переполненный наземный транспорт – возле Главного входа выставки существовал грандиозный пересадочный центр с трамвайным и троллейбусным кольцами, десятками автобусных маршрутов. Бело-красные «Икарус-180» были самыми вместительными автобусами конца 1960-х – середины 1970-х годов и курсировали от ВДНХ на окраины.

-11
-12

Смотрите старые фотографии: Автобусная станция ВДНХ-Южная. 1959-1964 гг.:

1959—1964 Автобусная станция "ВСХВ"

На заднем плане – начало улицы Академика Королёва.

К сожалению, ажурные чугунные конструкции с навесом от дождя и скамейками для ожидания транспорта были уничтожены сравнительно недавно, а на их месте построены двухэтажные диспетчерские станции с закусочными, магазинами, прокатом.

-13

А это давно анонсируемая новинка Мосгортранса – электробус заменил троллейбусы на 73 маршруте. Из нескольких предложенных образцов для эксплуатации в Москве был выбран российский электробус КамАЗ-6282. По информации изготовителя, полная зарядка его аккумуляторных батарей совершается за 24 минуты.

-14
-15

Фонарные столбы пятидесятых годов заменены на современные.

Смотрите старые карты. План Москвы. 1925 год:

План Москвы 1:25K - ВДНХ

Кстати, малоизвестный факт: на картах начала ХХ века на этом месте обозначен ипподром, овал которого был востребован и велосипедистами: ипподром периодически превращался в циклодром – стадион для велогонщиков. Последний раз ипподром указан на карте 1925 года.

Смотрите старые фотографии: Останкинский ипподром. 1909 год:

1909 Трибуны останкинского ипподрома

Смотрите старые фотографии: Велогонки в Останкино. 1916 год:

1916 Велогонки в Останкино

К открытию ВСХВ были проложены два трамвайных разворотных кольца – на севере и на юге. Со временем надобность в Южном (как и в Северном трамвайном кольце) отпала. До начала девяностых годов здесь ещё разворачивался 17 маршрут, который затем был продлён до Останкинского пруда. А Южное кольцо запомнилось именно таким – неухоженным и заросшим кустарником, из-за которого выныривал трамвай. За кольцом располагался отстойник городской дорожно-коммунальной техники – снегоуборочных, поливальных и других специальных машин.

Смотрите старые фотографии: Трамвайное кольцо у Южного входа ВСХВ. 1954 год:

1954 Трамвайное кольцо у Южного входа ВСХВ

Смотрите старые фотографии: Трамвайное кольцо у Южного входа ВДНХ. 1992 год:

Кольцо "ВДНХ (южная)", маршрут 17

-16

Современный вид этой местности

-17

Смотрите старые фотографии: Строительство Главного входа. 1952 год:

Строительства 2-й очереди комплекса ВСХВ

-18

Смотрите старые фотографии: ВСХВ. Скульптура «Тракторист и Колхозница». 1939 год:

1939 ВСХВ. Скульптура «Тракторист и Колхозница»

Скульптурная композиция «Тракторист и колхозница» (скульпторы Р.Будилов и А.Стрекавин) в 1939 году украшала стелу Конституции, входящую в ансамбль тогдашнего Главного павильона. Ко второму открытию выставки монументальный символ ВСХВ был обновлён скульптором Сергеем Орловым и установлен на вершине арки Главного входа. В этой версии бетонные поверхности скульптуры облицованы смальтой золотистых оттенков, тракторист и колхозница переоделись, изменились их позы – тракторист теперь крепко держит сноп, а не обнимает одной рукой свою коллегу.

-19
-20
-21

Арка украшена четырнадцатью барельефами с изображениями трудящихся, но лишь четыре из них – оригинальные, а остальные – повторы. Возможно, создатели арки торопились и не успели подготовить 14 разных сюжетов? На фотографиях видно, что ещё в 1952 году барельефы были закреплены на арке. Говорят, что ВСХВ могла открыться не в 1954-м, а годом раньше, но планы изменились в связи со смертью Сталина.

-22
-23
-24
-25

Инсталляции во время фестиваля «Круг света»

-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36

Справа и слева от арки расположены кассовые павильоны.

-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45

В правом крыле находились почта и телеграф.

-46

Фонтанчик на фасаде общественного туалета

-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53

В 2017 году были проведены реставрационные работы.

-54
-55
-56

Монументальные постройки ВСХВ-ВДНХ идеально подходят для рекламных фотосъёмок – презентации достижений отечественного автопрома.

Смотрите старые фотографии: ГАЗ-13 «Чайка» на ВСХВ. 1958 год:

ГАЗ-13 «Чайка» на ВСХВ

-57

Новый электромобиль

-58

Старинные автомобили тоже неплохо смотрятся на фоне павильонов ВДНХ.

Смотрите старые фотографии: Парад клуба «Следопыты АвтоМотоСтарины». 1978 год:

Парад САМС на ВДНХ СССР, май 1978 г

-59

Финиш ралли «Золотое кольцо»

-60

Показ лучших экспонатов из музейной коллекции Мосгортранса давно стал событием традиционным и неизменно привлекающим горожан любого возраста. Особый интерес вызывают троллейбусы, которые в пятидесятые-шестидесятые годы курсировали по территории ВДНХ.

-61

ТБЭС-ВСХВ – советский двухосный двухдверный троллейбус Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода, разработанный как экскурсионный для выставочной линии «В» ВСХВ-ВДНХ. Троллейбусы ТБЭС отличались от серийных МТБ-82 эффектным дизайном и более комфортабельными и светлыми салонами. Маршрут «Выставочный» действовал с 1954 по 1970 год, в будни на линии работали восемь машин, в выходные – двенадцать.

Смотрите старые фотографии: Троллейбус ТБЭС-ВСХВ. 1959 год:

1959 Троллейбус на ВДНХ. Маршрут В - выставочный

Кольцевой маршрут был проложен по периферии выставки с остановками Главный вход, Северный вход, Усадьба МТС, Животноводческая, Звероводство, Водное хозяйство, Ботанический сад, Мичуринский сад, Зелёный театр, Административный корпус, Южный вход, Главный вход. Один из троллейбусов ТБЭС-ВСХВ сохранился до наших дней и участвует в парадах ретротроллейбусов.

-62
-63
-64
-65
-66
-67

МТБЭС эксплуатировался на столичных маршрутах с 1963 по 1972 год, его можно увидеть в кинофильме «Берегись автомобиля!»

Смотрите старые фотографии: Троллейбус СВАРЗ-МТБЭС. 1969 год:

1969 Территория ВДНХ, маршрут B

-68

Воспетый Булатом Окуджавой «синий троллейбус» МТБ-82Д курсировал по московским маршрутам в 1954-1971 годах.

-69

ЗиУ-5 выпускался Заводом имени Урицкого и эксплуатировался в 1960-1976 годах.

-70

Автозавод имени Сталина в 1934-1941 годах наладил массовое производство автобусов ЗиС-8, эксплуатировавшихся до 1951 года. На таком «Фердинанде» разъезжали Жеглов и Шарапов в культовом детективе «Место встречи изменить нельзя».

-71

Автобус АКЗ-1 производился в 1947-1948 годах московским заводом «Аремкуз».

-72

ЗиС-154 и ЗиС-155 были востребованы на городских и междугородних маршрутах.

-73

ЗиЛ-158 — городской автобус производства Завода имени Лихачёва и Ликинского автобусного завода.

-74

ГЗА-651 выпускался в 1949-1958 годах и использовался как служебный автобус, а советским школьникам наверняка запомнился как непременный атрибут летнего пионерского лагеря.

-75

Львовский автобус ЛАЗ-695 выпускался в 1956-1958 годах, использовался для междугородних перевозок, экскурсий и туристических поездок.

-76

В дни городских праздников на ВДНХ приезжают также грузовые и специальные автомобили, таксомоторы разных лет, пожарные и милицейские машины.

-77
-78
-79
-80
-81

Местные байкеры объединились в сообщество «Моторы ВВЦ».

-82

В советские годы по территории ВДНХ курсировали не только троллейбусы, но и автопоезда, и мототакси.

Смотрите старые фотографии: Автопоезд РАФ (Рижский автобусный завод). 1961-1970 гг.:

1961—1970 Автопоезд РАФ на ВДНХ

Смотрите старые фотографии: Автопоезд РАФ-«Рига». 1962-1969 гг.:

1962—1969 ВДНХ СССР. Автопоезд РАФ-980Д/979 – «Рига»

Максимальная скорость автопоездов ограничивалась 15 километрами в час, так как тормозами оснащался только автобус-тягач.

Смотрите старые фотографии: Автопоезд РАФ. 1981-1985 гг.:

1981—1985 На ВДНХ СССР

Для обслуживания во время Олимпийских игр спортсменов и делегаций РАФ изготовил автопоезда, состоящие из седельного тягача РАФ-3407 и двух вагонов. Такие автопоезда курсировали по Олимпийской деревне, а затем были переданы на ВДНХ.

-83

Схема маршрута автопоездов отмечена синим цветом.

-84

В девяностые годы на ВВЦ появились частные предприниматели – велорикши.

-85

Велосипед – самый удобный способ передвижения по аллеям ВДНХ.

-86

Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками.

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

#городнапамять #москва #архитектура #история #всхв #ввц #вднх #ссср #советскийсоюз