Оленья ездовая нарта
Наши сани едут сами!
Во-первых, потому что они невероятно лёгкие – пятилетний ребёнок поднимет.
Во-вторых, потому что устройство оленьей нарты уже (без меня!) замечательно описано в книге В.Лебедева и Ю.Симченко «Ачайваямская весна».
Описана чукотская нарта, но всё сказанное и к нарте корякской отнести можно.
Просто дадим слово авторам.
«Здешние нарточки удивительны по лёгкости и изяществу. Самая массивная деталь их не превышает толщины большого пальца. Ни одного прямого угла. Ни одной части, которая была бы перпендикулярна другой.
Полоз плавно закругляется и переходит в рейку, составляющую часть сиденья. Стойки-копылья делаются в виде полуокружностей, а точнее, в виде несколько сплюснутых полуовалов. По форме копыльев такие нарты этнографы называют дугокопыльными.
Сиденье вырезается из нескольких тонких реек. Сзади на санках крепится изящная спинка, напоминающая изгибы знаменитой «венской мебели».
Никаких гвоздей чукчи не признают. Даже деревянных. Все части связываются между собой ремешками. В полозьях высверливаются хитроумные дырочки, куда протягивается ремешок, укрепленный на копыле. Ремешками скреплены все детали сиденья. Эта нарточка гнётся, но не ломается.
На полозьях спереди укреплены ременные петли. Сквозь них продергиваются постромки. Концы постромок закрепляются на кожаных лямках, которые надеваются на оленей.
Оленей всегда два. Главный олень, которым управляют с помощью вожжей, – правый. Ездовые олени очень пугливы. Если подойти слева, то олени придут в смятение, не станут слушать каюра и могут даже сломать нарту».
Хрупкая на вид ездовая нарта легко могла перевозить двух мужчин.
Управляли упряжкой с помощью хлыста (ветка ивы или березы с острым костяным наконечником и рукоятью)
Гонки на оленях – любимейшее развлечение в тундре.
Нашу нарту изготовил в 2015 г. мастер из Анавгая Николай Инданов для использования в новом танце молодёжного национального ансамбля «Коритэв». Этот танец назывался «Северное многоборье».
Потому что нарты – не только средство передвижения, но и северный спортивный снаряд, через нарты прыгают!
Нарты были нужны не только лёгкие ездовые, но и грузовые: для перевозки детей, домашней утвари, жердей яранги. Нарты для перевозки домашней утвари оборудовали бортами. А для перевозки детей нарту дополняли четырехугольным каркасом из жердей, который обтягивали шкурами.
И саней в хозяйстве оленеводов было много.
Есть любопытный документ. Согласно ему, в апреле 1755 г. в стойбище корякского оленевода Яллаха, между реками Карагой и Тымлатом, жили 88 человек. В стаде Яллаха паслись 200 быков, 553 важенки и 54 новорожденных телёнка. А саней разного назначения в хозяйстве этих оленеводов было 116.
Следовательно, на каждого жителя стойбища приходилось по 1,3 саней.
И в заключение вопрос: а почему наша нарта висит на крыше яранги?
Всё просто и правильно: «Легкие ездовые санки, когда не используются, привязываются на крыше, прижимая таким образом, покрышку к остову».
До встречи через две недели! Заезжайте в гости на быстрых нартах к нашему стойбищу, заходите в ярангу!
Если хотите подробнее познакомиться с традиционной культурой народов Севера – вам сюда 👈
***
Статья публикуется в рамках проекта «ЭТНОплощадка: 50 историй нужных вещей с Натальей Дивниной». Два раза в месяц Наталья Валентиновна увлекательно рассказывает о простых предметах быта народов крайнего Севера. Подписывайтесь, чтобы знать больше о культуре народов России!
#50 историй нужных вещей #культура #кмнс #коренные народы севера #северные народы #камчатка #чукотка #история россии #история дальнего востока #вокруг света