"ГОСУДАРЕВЫ БОЛЕЗНИ" РОМАНОВЫХ.
Люди на Земле всегда знали, что они рождаются и через какое-то время умирают. Но им хотелось верить, что отдельные представители, хотя бы королевских династий являются небожителями, и хотя бы они мало того, что не болеют, но и бессмертны, или болеют совсем другими - "королевскими болезнями", и эти представления культивировались несмотря на то, что с покон века подчиненные "небожителей" на практике наблюдали обратное. Но ведь так хотелось верить в чудо, в чье-то бессмертие, пусть даже членов королевских династий.
Династия Романовых не исключение. Многие ее представители, особенно престолонаследники с 17 по 20-й века, если и умирали от ествественных болезней, то едва дожив до 50-60 лет. Редкие потомки семейства Романовых, рожденные в начале 20-го века, дожили до 21-го века и до возраста 80-90 лет. Если брать истинных Романовых - Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Петра Алексеевича (его происхождение от Романовых спорно), Ивана Алексеевича и Софью Алексеевну, то они едва перешагнули пятидесятилетний рубеж. Не на много обогнали их и "немецкие" сородичи по линии Петра III, хотя "романовская кровь и гены", начиная с Петра I, оспариваются, а если они "романовские", то к ним примешались еще немецкие, английские, датские и всякие другие "европейские" наследственные признаки и болезни.
Некоторыми из типично романовских болезней являлись: цинга, эпилепсия, болезнь почек и мочекаменная болезнь, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез. О нервно-психологических или даже психиатрических заболеваниях мы поговорим очень осторожно.
МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ.
Первым из Романовых был царь Михаил Федорович, сын партиарха Филарета и инокини Марфы Ивановны. Он был избран на престол Земским Собором в 1613 году, в возрасте 17 лет. Как и почему он пришел на престол можно прочесть в других источниках, у меня иная задача.
Только к 20 года, в 1616 году, Михаил Федорович справился с государственными делами и решил жениться, но еще с юности, будучи с матерью на выселках, он влюбился в племянницу своего охранника Марию Хлопову. У бойкой хохотушки Марии Хлоповой был румянец во всю щеку и задорно блестели глаза, а весь облик выражал неподдельное веселье. Вскоре состоялось обручение. Как будущую супругу, ее поселили в кремлевском теремном дворце и по обычаю того времени дали новое имя – Анастасия. О предстоящем бракосочетании оповестили все государство. Во дворец вместе с царской невестой перебрались ее мать и бабушка, а отец и дядя повадились ежедневно, на правах будущих родственников, заходить к ним.
Все ближе и ближе наступал день свадьбы. Михаила Федоровича к невесте пока не подпускали. Так Хлопова прожила во дворце всего 6 недель. Но внезапно случилась беда – ненаглядная Маша (Настя) неожиданно заболела, через несколько дней у нее началась частая рвота. Ее «рвало и ломало нутро, и опухоль была». Царь немедленно прислал к Марии придворных лекарей, которые осмотрели ее и назначили лечение, однако точная причина болезни не была установлена. Надзирать за докторами поручили двоюродным братьям Михаила Федоровича по линии матери – Борису и Михаилу Салтыковым. Однако состояние Марии не улучшалось. А Салтыковы доложили царю, что болезнь ее "очень опасна, препятствует деторождению", и поэтому Хлопова не может стать его женой. И Хлоповы якобы нарочно скрыли «порчу» девушки, для того чтобы занять ведущее место при дворе. Деторождение наследников – дело серьезное. Собрали Земский собор, выслали больную Марию к тетке, а затем в Тобольск, позже в Нижний Новгород.
Прошло три года. Неожиданно в 1619 году из польского плена вернулся отец царя – патриарх Филарет. Михаил не забывал свою нареченную. А Филарет учинил официальное следствие, допросил врачей. Оказалось, что причиной рвоты являлось переедание сладостей и конфет, которых в доме родителей невеста не видела и попробовала только во дворце жениха, к ним и пристрастилась. А может этой страстью кто-то воспользовался и в конфетки что-то подмешал такое ядовитенькое. Относительно деторождения, то лекари заявили Салтыковым, что «плоду и чадородню» от этого «порухи не бывает». Салтыковы признались на допросе, что оклеветали цареву невесту. После того как вскрылась истина, в Нижний Новгород нагрянул целый докторский консилиум во главе с боярином Ф. И. Шереметевым, и Марию признали вполне здоровой девушкой. Братьев Салтыковых за их клевету удалили от двора и сослали в их вотчины.
А "пока суд да дело" было решено женить Михаила на какой-нибудь иноземной принцессе. Выбор пал на Данию, но датский король отказался даже принять царских послов. Тогда решили опять согнать тысячу девок и выбрать из русских красавиц. Но к тому времени уже докопались до истинных причин "болезни" Марии-Анастасии. И Михаил возмутился: "Обручена мне царица, кроме ея не хочу взять иную". Но неожиданно против такого брака выступила мать Михаила – инокиня Марфа Ивановна. Она решительно заявила, что покинет Московское царство в случае женитьбы сына на Хлоповой, она была обижена ссылкой своих племянников братьев Салтыковых. Марию Хлопову оставили в Нижнем Новгороде в доме Казьмы Минина, где она и умерла в 1633 году.
А в 1624 году Михаил Федорович все же женился, но на другой - Марии Долгоруковой, которая на следующий день после свадьбы занемогла и, проболев три с лишним месяца, умерла. Ее отравили, вероятно, подмешав яд в белила или румяна, которыми пользовалась царица. Кому-то она не пришлась ко двору.
В 1625 году царю представили на выбор 60 красавиц, он всех отверг. Но все же тайно приглядел и выбрал служанку одной из претенденток - Евдокию Стрешневу. Она-то и стала русской царицей – безродная, скромная, доброжелательная и далекая от борьбы боярских кланов и семейных интриг. На этот раз семейная жизнь Михаила Федоровича оказалась счастливой. У супруги родилось десять детей, один из которых, Алексей, стал следующим царем из династии Романовых. Супруги и умерли, можно сказать, в один день – в июле (Михаил) и 18 августа (Евдокия) 1645 года.
В молодости Михаил Федорович был здоровым и крепким – в одиночку ходил с рогатиной и ножом на медведя. Но начиная с 1637 года страдал цингой и болезнью ног (от цинги они опухали), стал близорук и носил очки. Весной 1645 он заболел какой-то желудочно-кишечной болезнью (предполагают от чрезмерного употребления сладкого) и умер в начале одиннадцатого часа ночи аккурат в день своего рождения в июле 1645. Его кончина была тихой: Михаил умер «яко неким сладким сном усне», в возрасте 49 лет.
продолжение здесь.
Алена Ли.