Найти тему
ДЕТИ ПРОТИВ АНГЛИЙСКОГО

ЧТО ВАЖНОЕ УТРАЧЕНО СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ И КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?

Время с середины по конец мая особенно сложное для учителей. Ученики, выйдя на финишную причину, окончательно забрасывают учебу. Желанные три месяца свободу манят их, как валерьянка кошку, в результате чего даже самые простые задания кажутся им высшей математикой.

Человек в любом возрасте — личность, невозможно научить чему-то ребенка, вынеся за скобки его индивидуальные особенности. За "не хочу" и "не буду" как правило скрывается что-то больше, чем просто лень. Ребенок может быть чем-то расстроен, испытывать страх, переживать, сомневаться в себе — отсюда и апатия.

В конце учебного года у детей накапливается не только усталость. Накапливается еще чувство... тщетности, напрасности их труда. В подавляющем большинстве случаев, выполнение домашних заданий и работа на уроке — это сизифов труд. И дети это понимают.

Современная школа требует от учащихся работать, но не дает им нужных инструментов для этого. Либо (в лучшем случае) дает палку и требует выкопать котлован. Я утрирую, но в общем это именно так и выглядит. Детские мышление, память и психика отличны от взрослых. На то, что взрослый человек запомнит, внимательно прочитав один раз, ребенку потребуются недели. При обучении детей девиз "тише едешь — дальше будешь" крайне актуален.

-2

И хотя все педагоги интуитивно ощущают это, тем не менее, школьная программа летит над детскими головами натянутой тетивой и пролетает как фанера над Парижем. По английскому каждый урок — новые правила и лексика, по истории — конспектирование параграфов (которые еще надо бы усвоить), по русскому — бесконечные правила орфографии и пунктуации одного из самых сложных языков в мире.

В итоге в детских головах все смешивается как в том доме Облонских. И сейчас речь не о том, что дети мало читают и слабо разбираются в русской истории, культуре и литературе. А о том, что специфика работы с мало знакомым материалом заключается ни в чем ином, как в проставлении галочек. Сделал задание, и забыл о нем. К концу года, когда впереди целое лето жизни, дети уже не хотят ставить эти никому не нужные галочки в своих головах. Они хотят свободы. Они хотят просто жить!

У современных детей нет возможности не то что наслаждаться учебой (это из области фантастики), у них часто нет возможности просто понять, а что, собственно, они учили. "Слышу звон да не знаю, где он" — печальная реальность многих учеников. И не потому что они не хотят, а потому что не могут угнаться за быстро сменяющими друг друга темами.

В итоге дети вместо того, чтобы спокойно изучать материал, судорожно пытаются выполнить бесконечный список заданий, чтобы избавиться от фоном присутствующего беспокойства: "Не успею, не успею, не успею"...

И беда не в том, что из жизни детей ушла беззаботность. Нет и в советское время много задавали. Но те задания были адекватны подготовке учащихся. Знания учебного материала подкреплялись извне: дети много читали, взрослые в семье тоже были начитаны, было множество кружков по интересам.

-3

Ребенок, выполняя задание по силам, закономерно ожидает хорошую оценку в качестве положительного подкрепления. Получая ее, он чувствует ценность своего труда, что безусловно, мотивирует к дальнейшей работе. Позитивное подкрепление всегда работает на долгосрочную перспективу.

В наше время перегрузка по программе заставляет их в лучшем случае надеяться на хорошую оценку. В худшем вовсе не ждать ее. В итоге ребенок начинает ощущать, что весь его труд напрасен, заявленной награды не получить, а перспектива крутится белкой в колесе ради тройки не прельщает. Дети не чувствуют уверенности в своих способностях, им кажется, что "не дано", особенно если родители имеют привычку постоянно критиковать их за низкие баллы и требовать одних пятерок.

Кстати, ничего не напоминает? Мне кажется, многие взрослые могут прекрасно понять чувства детей. Ведь мы сами часто трудимся в таких же условиях: когда з/п низкая, работы много, за ошибки предусмотрены штрафы, за хорошую исполнение обязанностей — лишь голый оклад. И полное отсутствие перспектив. Еще и самодур-начальник. Что сделает взрослый человек? Уволится и найдет место лучше. Дети, к сожалению, такой возможности лишены. Им даже просто сменить класс или школу — большая проблема, потому что во всех школах сейчас творится одно и тоже.

Это я к тому, что не учителя виноваты в том, что наши дети так перегружены. Это общие принципы жизни нашего общества, увы. Программу-то составляют они, но требования к программам спускают свыше — из Министерства образования. И они же требуют реализации этих безобразно составленных программ, где на изучение темы "Причастие" дается от 20 до 25 часов, за которые надо успеть объяснить детям что собственно такое это причастие, какие они бывают (а большинство детей с причастиями мало знакомы, потому что в разговорной речи они встречаются редко, а книг дети не читают) и как их правильно писать.

(С одним моим студентом правописание н/нн в причастиях мы учили полгода, и это при том, что это были индивидуальные занятия! И надо сказать, что другие темы ему давались не так туго, например, односоставные предложения он научился разбирать всего за пару уроков!)

-4

И это русский, родной язык! Что говорить об английском, к которому зачем-то добавили еще один иностранный. История, география, биология, обществознание... Я уж не говорю о точных науках!

Причем, должна сказать, что совершенно неадекватные программные требования бывают не в состоянии выполнить не только дети, но и педагоги. В соседнем с моим поселком (10 км от Москвы) в течение полугода (!) у восьмиклассников не было русского и литературы, потому что преподаватель уволилась в середине года, не выдержав нагрузки, и никого не получалось найти на ее место!

Еще одна беда — это учебники, которые зачастую не помогают, а мешают учиться. Их тоже пишут не учителя, а разные "заслуженные" деятели сферы образования, которых с живыми детьми работали разве что во время прохождения производственной практики,а потом засели в своих кабинетах и вообще слабо представляют, что творится в школах. А деньги-то зарабатывать надо, вот и редактируют они хорошие учебники, раз в пару лет, отчекрыживая от них еще кусочек нужного материала и заменяя его своими бездарными правками — опыта ведь нужного у них нет!

Когда я работала в школе и была классным руководителям пятиклашек, ни один ни разу не пришел и не рассказал мне, как интересно было на уроке. Нет, вру. Когда девочки готовили на технологии горячие бутерброды, мальчики были в восторге... Смешно и грустно.

Учеба перестала быть главным делом жизни детей и вместо этого стала основным источником стресса. Огромное количество школьников изо дня в день занимаются тем, что убивает их самооценку и обесценивает титанические усилия чтобы удержаться в гонке успеваемости.

-5

Когда я училась в школе, у нас с одноклассниками по-разному обстояли дела с учебой и оценками, но я не помню, чтобы это мешало нам жить. У своих учеников я вижу другую картину.

Впрочем, я принадлежу к тем последним счастливым поколениям, которые выросли без смартфонов и интернета... О ВПРах, ОГЭ и устных русских мы знать не знали и самой большой проблемой, связанной с учебой была мама, вернувшаяся с родительского собрания. На уроках литературы мы спорили до хрипоты, на географии с удовольствием разрисовывали контурные карты... Не все, но большинство. Нас не давил груз ответственности, потому что все было по силам.

И мне очень жаль, что современные дети лишены этого.

Друзья, если статья была интересной, поставьте лайк, так вы поддержите канал "Русский как родной".