В условиях мировой глобальной войны (МГВ) США комбинируют военно-силовой компонент (в виде прокси-войн), экономическое удушение противника и информационно-психологические средства борьбы, а также кибер-инструментарий. Всё это предпринимается для создания иллюзии всемогущества Вашингтона любой ценой.
И если раньше борьба шла за технологическое лидерство между Западом и Востоком, то сейчас речь о влиянии и доступе к ресурсам Большой Евразии, Большого Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. Тотальная гибридная война Запада против России с целью уничтожения государственности и суверенитета, а также её фрагментации является частным эпизодом, хоть и немаловажным, поскольку следующими объектами расправы после России рассматриваются Китай, Индия и ряд других государств. Иными словами, МГВ являются глобальным инструментом переустройства мира, направленным на полную ликвидацию основных геополитических пространств общества-противника (не просто государства, а целой цивилизации).
Прокси-войны — далеко не новое явление. Так, 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр определил прокси-войны как «войны, которые ведутся чужими руками». В этом отношении конфликт на Украине является войной США против России, где США являются как бы третьим лицом и отсиживаются за большой лужей, стремясь истощить Россию и вызвать ряд внутренних проблем, потенциально способных даже развалить государство и разорвать в клочья его репутацию на мировой арене. То же самое готовится и на Тайване — чтобы ослабить экономический и военный потенциал КНР. Касательно Украины стоит отметить, что этот региональный конфликт способен перерасти в глобальный ввиду того, как много участников (в т.ч. и нейтральных стран, а также даже не имеющих отношения к евразийскому пространству) вовлечено в него.
Форма прокси-войн меняется по ряду причин. Ввиду глобализации и либерализации рынков валют, а также интеграции в различных областях — таким образом у государств, транснациональных корпораций и отдельных лиц появляются новые интересы. Это, в свою очередь, порождает США навязывать своё доминирование в ключевых районах мира. А из-за отсутствия точных критериев и инструментов контроля над угрозой нынешних прокси-войн для стран и международных организаций, вовлечённых в конфликт, создаётся масса проблем, делающих выход из противоборства невозможным. В дополнение к этому в случае с «треугольником Киссинджера» (Россия — Китай — США) ещё и обостряется противоборство. Поставки оружия и направление инструкторов, а также использование услуг ЧВК меняют региональный баланс сил, а союзы проходят стратегические трансформации (НАТО разрастается, а Евросоюз превращается в агрессивный военный союз и постепенно сливается с НАТО; AUKUS и QUAD служат частью подготовки прокси-войны против КНР).
В связи с угрозой, с которой столкнулась наша страна, необходимо адаптировать систему обеспечения национальной безопасности к нынешним реалиям. Это зависит от нового знания и о гибридных угрозах и сформулированной на этой основе стратегии развития государства. Крайне важно уметь мгновенно и решительно реагировать на угрозы, концентрировать критические усилия и ресурсы в наиболее угрожаемом месте (информационно-психологическая сфера, экономика, киберпространство, внутреннее единство страны и т. д.), вести непрерывную разведку и обеспечивать её тесное взаимодействие с органами военного и политического управления, разобраться с наболевшими проблемами в образовании и культуре. Следует признать, что в плане переформатирования сознания украинцев западные специалисты поработали на славу, и в этом отношении нам есть чему поучиться у них. Тем более, что одной только Украиной Вашингтон ради достижения своих целей не обойдётся.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#украина #сша #россия #геополитика #европа #нато