#пионеры #культура #чтение #рассказ #история
100 лет пионерской организации, не могу отмолчаться.
Тем более, что "пионерам" намного больше. Первые пионерские отряды стали появляться при фабричных и заводских клубах еще в 1918 году, а уже 19 мая 1922 года на Второй всероссийской конференции комсомола было принято решение о распространении опыта московских пионеров на всю страну. Да и на самом деле пионеры передали опыт созданных и работающих детских отрядов системы "скаутинг". Систему придумал в самом начале 20 века Роберт Баден-Пауэлл, английский военный. Она быстро распространилась по всему миру и успешно действует до сих пор. В России была очень популярна с девизом "за веру, царя и Отечество".
Ну а после революции молодежь использовала скаутинг для создания детских коммунистических отрядов, заменив веру на дело коммунистической партии.
Сначала, про традиции, хотел написать статью про лучшую книжку про пионеров, а это А.П.Гайдар "Тимур и его команда", а потом нахлынули воспоминания.
В пионеры меня приняли в четвертом классе, 22 апреля в день рождения В.И.Ленина, на площади Ильича, у памятника. Сейчас там все застроено, а тогда фигура Ильича парила над пространством большого сквера. Первыми в пионеры принимали лучших отличников 7 ноября, в день революции, а нас, мы чуть хуже учились, только лишь в апреле.
Потом в пионерской организации я прошел большой путь. Сначала я был звеньевым, потом председателем отряда, членом совета дружины, членом районного пионерского штаба и, наконец, знаменосцем районной пионерской организации. И первая моя официальная работа - руководитель кружка юных экскурсоводов по музею истории пионерской организации в Ждановском районном дворце пионеров школьников. За эти пять лет произошло много событий, в одной статье обо всем нет расскажешь. Вчера долго размышлял о чем именно поведать в юбилейный день. И утром сами пришли воспоминания о начале моей пионерской истории. Мне самому интересно было это вспоминать, поскольку раньше никогда не было повода об этом рассказать.
Итак в четвертом классе, а это первый после начальной школы, мы тогда 10 лет учились, мы все стали пионерами. И главное, у нас после трех лет Т руководства Тамары Михайловны, новый классный руководитель, мужчина!
Классный с большой буквы, учитель истории и настоящий вожатый. Наш бог - теперь я понимаю, что именно так мы его воспринимали. Запоем слушали его уроки, которые он преподавал как спектакль одного актера в разных лицах. С большим вдохновением участвовали во всех организованных им пионерских делах. Он придумал, что у нас в классе должен быть отряд барабанщиков. И почти все мальчики приступили к активным тренировкам. Хуже все барабанить получалось только у одного мальчика, им был я. Тогда не знали таких нарушений как дислексия, дисграфия, дизорфография, диспраксия и дискалькулия, также переучивали леворуких писать правой рукой. Всех учили одинаково. А у меня проблема, да и не проблема вовсе, просто я не как все слышу звуки. Я думаю недолёк тот день когда поймут, что проблемы восприятия звука тоже человеческая особенность. Как только классный меня не тренировал, как только не посмеивался надо мной, как только не уговаривал собраться, толку было мало.
Понятно, что страдания мои о неумении воспроизводить в нужный момент барабанную дробь приводили к еще большему желанию активно маршировать, барабанить и делать полезные пионерские дела. Я же был пионер и должен был доказать всем, что могу барабанить не хуже, а лучше других. И все-таки одному, главному маршу я тогда научился . Нас, отряд барабанщиков, часто приглашали в разные красивые места, мы блистали на смотрах строя и песни, на пионерских парадах на Красной площади.
А дальше классный заразил нас фотографией. В одном туалете он умудрился организовать фотолабораторию, где можно было проявлять и фиксировать фотографии. Это был прорыв в новый неизведанный и очень красивый мир. Я до сих пор люблю фотографировать. Теперь понимаю, откуда у меня страсть к фотографии. Юбилей помог это понять. А еще тогда же появилось увлечение педагогикой. И вот как это произошло.
В пятом классе меня избрали звеньевым. Тогда класс-пионерский отряд делился на более маленькие подразделения - звенья. Наш замечательный классный придумал что мы должны соревноваться, определил критерии оценок. Договорился с родителями сделать в классе у стены пирамиду из верёвок по числу звеньев. Венчала пирамиду красная звезда, а по веревочкам поднимались флажки, каждый день было видно, флажок какого звена поднялся выше всех к звезде. Главный критерий - конечно успеваемость. Так получилось, что у меня в звене был Саша В., второгодник. Его из-за плохой успеваемости оставили на второй год. Кстати, прекрасный парень и друг, золотые руки. Сделал мне в подарок из посылочного ящика сейф - очень он был удобный. Но учиться у него не получалось... Из-за него флажок нашего звена был ниже других. И тогда классный сказал мне: "Бери Кабанов шефство над Сашей и чтоб он научился учиться". И я взял. Мы встречались вечерами у него и у меня дома и вместе прорабатывали домашние задания. Только сейчас, работая над этой статьей, я понял, откуда у меня такая страсть была к педагогике. Я ведь не вспоминал этого столько лет, если бы не юбилей пионерии и ответственность перед подписчиками. Не могу сказать, что Саша стал лучше учиться, он реально тупил, я психовал. Это помню, и помню, что потом его перевели в другую школу.
К чему же я веду рассказ о прекрасном начале своей "карьеры" в пионерии? Однажды наш классный не пришел на урок, потом ещё. Через месяц мне шепотом мама сообщила, что бог оказался дьяволом. Его судили за педофилию, а лучшие барабанщики давали показания. Такая история получилась.
Потом моя активность в пионерских делах росла с каждым годом, было много интересного, забавного и трагичного. Мы любили быть активными и общественные интересы ставили выше личных. Наверное будет повод еще рассказать подробно обо все историях.
А что Вы вспоминаете из своих пионерских лет? Или так молоды, что не знаете, что такое - пионер?