Найти тему

ЕДИНОЖДЫ СОЛГАВ

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Стихотворение в качестве эпиграфа.

Анатолий ТЕПЛЯШИН

* * *

Мы сотни лет без гласности прожили,

и, может быть, поэтому

всегда

мы каждым словом правды дорожили:

оно нужнее было, чем вода.

И вот сегодня

в этом подлом мире,

где злоба умножается враньём,

где западные

прошлые кумиры

предстали в зверском облике своём, –

мы снова слово правды поднимаем,

как из руин когда-то города,

как стяг победный

над гремящим маем,

как верность клятве –

раз и навсегда.

Оно не в том,

что мы всё время правы,

оно не в том,

что мы святей других:

оно лишь в том,

что правда – это правда,

и ей подвластны

вольный дух и стих.

Известна притча о мальчике, который пас овец, и для развлечения несколько раз принимался кричать: «Волки! Волки!» Люди один раз прибежали на его крик, другой, а потом, когда на отару действительно напали волки, на призывы мальчика уже никто не пришёл. И волки перерезали всю отару.

«Единожды солгав, кто тебе поверит?» Но бывают и такие ситуации, когда ложь повторяется так часто и так уверенно, что в неё действительно начинают верить. Профессор МГИМО Владимир Мединский в серии книг «Мифы о России» приводит немало примеров того, как создаются мифы о разных народах. Например, англичане ославили шотландцев, как невероятных жадин. До сих пор ходят анекдоты на эту тему.

Корни этого мифа известны. Шотландцы, и правда, были прижимистее англичан: народ этот более бедный, они вели более скромный образ жизни, чем англичане. Вот английские дворяне, уже разбогатевшие на торговле и колониальном грабеже, и ославили шотландцев как жадин. И весь мир поверил.

Если уж «братский» шотландский народ англичане оболгали, то что же говорить об ирландцах, которым они были враждебны. Кличка ирландцев – «Пегги», что аналогично «русской свинье». Вечно пьяный, безответственный и нелепый ирландец Пегги изображался дураком и бездельником, не способным научиться чему-то путному. Если Пегги голодал, то не потому, что его грабили колонизаторы-англичане, а по причине собственной скотской сущности, безответственности и неумения работать. Такой народ не жалко, и англичане проявляли редкую жестокость в карательных операциях в Ирландии. Как англичане обходились с индийцами в Индии и с индейцами в Америке, знают все. Жестокости всегда сопутствовала ложь, которая показывала эти народы в самом неприглядном свете, и возвеличивала их убийц, насильников и грабителей.

Но это только присказка. А суть заключается в том, что Англия считается в Европе родоначальницей современной демократии, со всеми вытекающими отсюда правами и свободами. Даже во времена разгула преступности английский парламент голосовал против усиления полицейского режима. Вольнолюбивые англичане предпочитали подвергаться насилию со стороны преступных элементов, но оставаться свободными от полицейского произвола. Недаром любимцем английской публики является сыщик-любитель Шерлок Холмс, а не тупой полицейский инспектор Лестрейд.

Как видно из вышеизложенного, наличие свободы и гласности не мешает процветанию лжи, ксенофобии и шовинизма. И вообще, насколько свобода слова сочетается с правдивостью этого слова, с честностью и порядочностью граждан? Логика подсказывает, что свобода слова подразумевает свободу всякого слова: и лживого, и правдивого, и доброго, и злого. Кто сказал, что обливание грязью не является свободой слова? Кто сказал, что оболгать человека и целый народ нехорошо в рамках демократической гласности? А между тем, в современном мире само понятие «демократии» становится не только мерилом социальных отношений, но и, по сути дела, нравственной категорией. Обвинить страну и народ в отсутствии демократии или в её недостатке, – значит, признать, что это плохая страна и плохой народ. Такую страну не жалко и разбомбить, и даже уничтожить как государство во имя демократических ценностей. Зато странам с «хорошей демократией» позволяется все: и расстрелы мирных городов, и геноцид неугодного им народа, и марши недобитых эсэсовцев по главным улицам столицы, и процветание патологического национализма.

А судьи кто? Кто определяет уровень и качество демократизации той или иной страны? Судьи у нас всё те же на протяжении пятисот лет, сборную солянку которых мы сегодня с полным правом называем «империей лжи». «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека», – эти слова Сатина из пьесы А.М. Горького «На дне» полностью разделяют понятия лжи и свободы. Человек не может быть свободным, если он живёт во лжи. Общество не может быть свободным, если в нём процветает ложь. Высокую нравственную установку призыву «не лгать» придаёт одна из десяти библейских заповедей. Социальной установки для этого призыва пока что не существует. Человек, как и прежде, стоит перед выбором, как и прежде, он путает понятия свободы и произвола, прикрытого лживыми словами. Единожды солгав…