Введение
Использование оружия для самозащиты всегда было частью культурного наследия островов Рюкю. На самом деле, одним из первых терминов, определяющих боевые искусства на островах, был Туди, и он не делал различия между оружейными техниками (буки-дзюцу) и безоружными (тосю-дзюцу). С этой точки зрения Кобудо и Каратэ были как два колеса на одной оси, каждое важно для другого. Для людей, практикующих Каратэ сегодня, изучение оружия представляет собой возможность проанализировать старые безоружные техники и их применение с современной точки зрения.
Боевые искусства Рюкю восходят к периоду объединения трех королевств - Нандзан, Тюдзан и Хокудзан. Оригинальные боевые техники островов и китайские техники, практиковавшиеся там много лет, объединились с японскими, привнесенными во время вторжения на архипелаг княжества Сацума в 1609 году.
Акапэйтин (1) Наосики (1721-1784) много лет изучал техники меча школы Дзигэн-рю под руководством Кубы Пэйтина Тито из семьи Эи и по окончании учебы получил сертификат.
Эйсо Наоёси также изучал Дзигэн-рю, а кроме того нагината-дзюцу школы Тэн-рю. Он получил сертификаты этих школ и весьма гордился ими. Однако, он запретил своему сыну изучать явара (2 )и карамуто (3).
Эти сведения взяты из статьи «Завещание и последняя воля Ака Наосики» из книги «Окинавский кокон» Хигаонны Кандзюна (сын Хигаонны Канрё, известный мастер Туди). Также техники меча школы Дзигэн-рю изучал Мацумура Сокон, известный буси XIX века.
В первые десятилетия прошлого века приглашенный в Японию известный окинавский мастер по собственным соображениям пренебрег Кобудо. Связь между этими двумя дисциплинами теперь забыта, и в результате Каратэ очень популярно во всем мире, а Кобудо остается практически неизвестным. К счастью, вопреки тому, что происходило в Японии, на Окинаве мастера Кобудо сохранили искусство до наших дней. Более того, с середины ХХ века окинавское Каратэ стало кодифицироваться в «рю», т.е. в школы с формальной линией передачи, в том числе и по Кобудо.
Некоторые школы, которые еще существуют на острове, такие как Рюэй-рю Кобудо, Мотобу-рю, Хонсин-рю, Ямани-рю и Уфутику Кобудо практикуются небольшим количеством последователей и могут исчезнуть. Однако, несмотря ни на что, они остаются важной частью воинского наследия Окинавы.
В отличии от упомянутых школ, разработанное на острове Матаёси Кобудо привлекает внимание местных мастеров и представляет интерес для учеников школ Каратэ (рюха и кайха), в которых не практикуются техники с оружием.
Так же и с известной во всем мире школой Рюкю Кобудо, созданной Тайра Синкэном, учеником Ябику Модена, основателя ассоциации по сохранению и развитию Рюкю Кобудо (Рюкю Кобудо Ходзон Синкокай).
Тут надо заметить, что техники семьи Матаёси древнее и больше известны в мире.
Львиная доля изложенной в этой книге информации основана на моем опыте тренировок на Окинаве лично с Матаёси Синпо, а также с Гакия Ёсиаки и другими учениками мастера, с коими я был связан десятилетиями, как и с его сыном Матаёси Синсэем (Ясуси).
Эта книга представляет собой отчет о разговорах со всеми этими мастерами, их ответы на мои прямые вопросы о содержании и истории системы. Более того, у меня была возможность учиться непосредственно у мастера Матаёси, посещать его дом и семью, так что я мог разговаривать с ним совсем конфиденциально, часто в присутствии его жены Харуко (умерла в октябре 2012). После смерти мастера она была наиболее важным источником исторической информации о школе. Также я переводил опубликованную на японском языке информацию о стиле и принимал участие в мероприятиях, организованных школой Матаёси на Окинаве (в частности, на третьей годовщине смерти сэнсэя Матаёси Синпо). Это мероприятие происходило в окинавском Конференц-центре и собрало большую международную делегацию. Для меня было честью продемонстрировать ката с сансэцукон, а несколько моих учеников исполнили ката «Сантё сай».
1. Титул в иерархии королевства Рюкю. Часто пэйтин был преподавателем боевых искусств.
2. Японские боевые техники на основе дзюдзюцу.
3. Архаичный термин. Вероятно, набор техник, ставших позднее известными как «туди», а позднее «Каратэ».
Истоки
Семья Матаёси происходит от Тайсё Синбу (Уфугусику Адзи) и во времена королевства Рюкю входила в мунтю (1) как китайская семья Ма (麻), поселившаяся на Окинаве в XIV веке и имевшая влияние на юге острова. Представителями семьи были ученые, инженеры и военные.
В дальнейшем клан разделился на семьи Гима, Исиминэ, Тавада, Матаёси, Тогути, Тана, Мацумура и другие.
Уфугусику Синбу (大城眞武) жил в королевстве Рюкю в конце XIV – начале XVвека. Его китайское имя (кара-наа)(2) было Ма Пувэй (麻普蔚), а его дочь Самэкава была матерью короля Сё Сисё, чей сын Сё Хаси был основателем первой династии Сё. Он основал семью Ма, и он первый стал использовать иероглиф «син» (眞), измененный сейчас на «真», и пишущийся в имени всех потомков семьи по мужской линии.
Шестью поколениями позже Гима Синдзё (китайское имя Ма Пинхэн - 麻平衡), прямой потомок королевской семьи Рюкю, восстановил престиж семьи. Гима Синдзё (儀間真常), также известный как Маси Гима Синдзё Ояката (3), (1557-1644) внес неоценимый вклад в развитие острова. Он был важным чиновником феодального правительства Рюкю по линии сельского хозяйства и наставником Ногуни Сокана (野國總管), который в 1604 году привез сладкий картофель из провинции Фуцзянь (Китай). Гима культивировал привезенный учеником овощ. За несколько лет сладкий картофель стал одной из важнейших сельскохозяйственных культур острова. С Окинавы он попал в Японию. Также Гима завозил и перерабатывал сахарный тростник, пользовавшийся большим спросом. Эти две статьи импорта изменили направление истории Окинавы: картофель подходил для климата и обеспечивал высокую питательную ценность, а тростник пользовался спросом во внешней торговле; вместе они способствовали развитию экономики острова. Гима и Ногуни были очень уважаемы на острове и при жизни, и после смерти. В знак признания их заслуг в развитии Окинавы 1937 году в парке Наха в их честь был установлен монумент. В 1959 году могила Гима была перенесена Тё Сумиёси чтобы расширить территорию американской военной базы, но в 1993 году она была восстановлена за государственный счет.
Тринадцатый глава семьи, Матаёси Синтоку (китайское имя Ма Кайюань - 麻開元) родился 24 мая 1786 года на Окинаве и в 1848 году в возрасте 62 лет был удостоен титула Сэдо-дзасики (4).
Тем временем, японское правительство Мэйдзи приняло решение перевести королевство Рюкю в новую систему префектур. Будзины оказались поделены на проживающих в городских кварталах и на деревенских жителей. Переселение строго воспрещалось, но за некоторым исключением - безработному будзину дозволялось работать фермером. По этой причине некоторые из них переехали в сельскую местность. Деревни будзинов-фермеров назывались «ядои». Именно здесь мы впервые встречаем имя Матаёси Синтоку, хранителя боевого искусства семьи Матаёси.
Четырнадцатый глава семьи, Матаёси Синтин (китайское имя Ма Шаньшэнь - 麻善愼), отец Матаёси Синко, родился 15 ноября 1844 года на Окинаве. В 1877 году он был повышен до звания Тикудун ну дзасики (5).
Он был учителем туди и работы с оружием и внес значительный вклад в дело сохранения боевых искусств Рюкю.
Известные представители семьи Ма
· Тэруя Тикудун Пэйтин Канга (1786-1867), также известный как Туди Сакугава, родился в городе Сюри, в районе Тандзюмуи (ныне - Торихори). Во времена династии Цин он изучал в Китае культуру, язык и боевые искусства. По возвращении в королевство Рюкю он стал преподавателем в Королевской Академии. В качестве награды за его долгую превосходную службу он был пожалован островом в районе Нагасуку, где он стал губернатором под именем Сакугава. Именно поэтому его также называли Туди Сакугава. Он считается одним из основоположников Сюритэ.
· Соэиси Рётоку (1772-1825) обладал титулом Ояката и создал свой стиль бодзюцу, признанный королем Рюкю. Созданное им ката с бо он назвал «Сиисинукун» («Соэиси-но-кон» на японском). После смены феодальной клановой системы на систему префектур, 8 глава семьи Соэиси Ояката Рёдзюцу передал свои техники бо и ката «Сииси-но-кун» Матаёси Синтину.
· Исиминэ Тикудун Пэйтин Синти родился 1 мая 1812 года в деревне Тандзюмуи близ Сюри, а умер 22 декабря 1892 года. Его китайское имя было Ма Синжэнь (麻行仁), но он больше был известен как Тандзюмуи-но-буси Исиминэ, «Исиминэ, воин из Тандзюмуи». Исиминэ Синти был учеником знаменитого Мацумуры Сокона и передал версию ката Пассай, которая практикуется по сей день – «Исиминэ-но-Пассай».
· Тавада Тикудун Пэйтин Синбоку родился в 1814 году в деревне Тандзюмуи близ Сюри и умер 22 декабря 1848 года в Сюри. Он также был известен как Тавада-но-саки-но-Мэганту и Тандзюмуи-но-саки-но-Тавада. Мастер сайдзюцу, в возрасте 19 лет он был приглашен выступить перед королем Сё Ко. Тавада Синбоку создал практикуемую ныне ката с саем «Тавада-но-сай».
· Куниёси Синкити родился в 1848 году в районе Кумодзи (ныне - Кумо) в Наха. Он также был известен как «Буси Куниси», поскольку Куниси это окинавское произношение Куниёси. Куниёси изучал Нахатэ у Сакияма Тикудуна Пэйтина Китоку (1830-1914), который обучался в Китае. В возрасте 60 лет он переехал в Наго, где и умер в 1926 году.
Примечания:
1. Патриархальная клановая система королевства Рюкю.
2. Система имен, использовавшаяся в королевстве Рюкю.
А. Вараби-наа – имя, данное при рождении.
Б. Ямату-наа – японское имя (камэй – фамилия, икай – титул\ранг, нануй - имя).
В. Кара-наа – китайское имя (сии – фамилия, имина - имя).
3. Титул в иерархии королевства Рюкю.
4. Титул в иерархии королевства Рюкю.
5. Титул в иерархии королевства Рюкю.
Продолжение следует...
Матаёси Кобудо в России: