Найти тему

КОБУДО СЕМЬИ МАТАЁСИ (ЧАСТЬ 1)

Матаёси Синпо
Матаёси Синпо

Введение

Использование оружия для самозащиты всегда было частью культурного наследия островов Рюкю. На самом деле, одним из первых терминов, определяющих боевые искусства на островах, был Туди, и он не делал различия между оружейными техниками (буки-дзюцу) и безоружными (тосю-дзюцу). С этой точки зрения Кобудо и Каратэ были как два колеса на одной оси, каждое важно для другого. Для людей, практикующих Каратэ сегодня, изучение оружия представляет собой возможность проанализировать старые безоружные техники и их применение с современной точки зрения.

Боевые искусства Рюкю восходят к периоду объединения трех королевств - Нандзан, Тюдзан и Хокудзан. Оригинальные боевые техники островов и китайские техники, практиковавшиеся там много лет, объединились с японскими, привнесенными во время вторжения на архипелаг княжества Сацума в 1609 году.

Акапэйтин (1) Наосики (1721-1784) много лет изучал техники меча школы Дзигэн-рю под руководством Кубы Пэйтина Тито из семьи Эи и по окончании учебы получил сертификат.

Эйсо Наоёси также изучал Дзигэн-рю, а кроме того нагината-дзюцу школы Тэн-рю. Он получил сертификаты этих школ и весьма гордился ими. Однако, он запретил своему сыну изучать явара (2 )и карамуто (3).

Эти сведения взяты из статьи «Завещание и последняя воля Ака Наосики» из книги «Окинавский кокон» Хигаонны Кандзюна (сын Хигаонны Канрё, известный мастер Туди). Также техники меча школы Дзигэн-рю изучал Мацумура Сокон, известный буси XIX века.

В первые десятилетия прошлого века приглашенный в Японию известный окинавский мастер по собственным соображениям пренебрег Кобудо. Связь между этими двумя дисциплинами теперь забыта, и в результате Каратэ очень популярно во всем мире, а Кобудо остается практически неизвестным. К счастью, вопреки тому, что происходило в Японии, на Окинаве мастера Кобудо сохранили искусство до наших дней. Более того, с середины ХХ века окинавское Каратэ стало кодифицироваться в «рю», т.е. в школы с формальной линией передачи, в том числе и по Кобудо.

Некоторые школы, которые еще существуют на острове, такие как Рюэй-рю Кобудо, Мотобу-рю, Хонсин-рю, Ямани-рю и Уфутику Кобудо практикуются небольшим количеством последователей и могут исчезнуть. Однако, несмотря ни на что, они остаются важной частью воинского наследия Окинавы.

В отличии от упомянутых школ, разработанное на острове Матаёси Кобудо привлекает внимание местных мастеров и представляет интерес для учеников школ Каратэ (рюха и кайха), в которых не практикуются техники с оружием.

Так же и с известной во всем мире школой Рюкю Кобудо, созданной Тайра Синкэном, учеником Ябику Модена, основателя ассоциации по сохранению и развитию Рюкю Кобудо (Рюкю Кобудо Ходзон Синкокай).

Тут надо заметить, что техники семьи Матаёси древнее и больше известны в мире.

Львиная доля изложенной в этой книге информации основана на моем опыте тренировок на Окинаве лично с Матаёси Синпо, а также с Гакия Ёсиаки и другими учениками мастера, с коими я был связан десятилетиями, как и с его сыном Матаёси Синсэем (Ясуси).

Эта книга представляет собой отчет о разговорах со всеми этими мастерами, их ответы на мои прямые вопросы о содержании и истории системы. Более того, у меня была возможность учиться непосредственно у мастера Матаёси, посещать его дом и семью, так что я мог разговаривать с ним совсем конфиденциально, часто в присутствии его жены Харуко (умерла в октябре 2012). После смерти мастера она была наиболее важным источником исторической информации о школе. Также я переводил опубликованную на японском языке информацию о стиле и принимал участие в мероприятиях, организованных школой Матаёси на Окинаве (в частности, на третьей годовщине смерти сэнсэя Матаёси Синпо). Это мероприятие происходило в окинавском Конференц-центре и собрало большую международную делегацию. Для меня было честью продемонстрировать ката с сансэцукон, а несколько моих учеников исполнили ката «Сантё сай».

1. Титул в иерархии королевства Рюкю. Часто пэйтин был преподавателем боевых искусств.

2. Японские боевые техники на основе дзюдзюцу.

3. Архаичный термин. Вероятно, набор техник, ставших позднее известными как «туди», а позднее «Каратэ».

Истоки

Семья Матаёси происходит от Тайсё Синбу (Уфугусику Адзи) и во времена королевства Рюкю входила в мунтю (1) как китайская семья Ма (), поселившаяся на Окинаве в XIV веке и имевшая влияние на юге острова. Представителями семьи были ученые, инженеры и военные.

В дальнейшем клан разделился на семьи Гима, Исиминэ, Тавада, Матаёси, Тогути, Тана, Мацумура и другие.

Уфугусику Синбу (大城眞武) жил в королевстве Рюкю в конце XIV – начале XVвека. Его китайское имя (кара-наа)(2) было Ма Пувэй (麻普蔚), а его дочь Самэкава была матерью короля Сё Сисё, чей сын Сё Хаси был основателем первой династии Сё. Он основал семью Ма, и он первый стал использовать иероглиф «син» (), измененный сейчас на «», и пишущийся в имени всех потомков семьи по мужской линии.

портрет Гима Синдзё
портрет Гима Синдзё

Шестью поколениями позже Гима Синдзё (китайское имя Ма Пинхэн - 麻平衡), прямой потомок королевской семьи Рюкю, восстановил престиж семьи. Гима Синдзё (儀間真常), также известный как Маси Гима Синдзё Ояката (3), (1557-1644) внес неоценимый вклад в развитие острова. Он был важным чиновником феодального правительства Рюкю по линии сельского хозяйства и наставником Ногуни Сокана (野國總管), который в 1604 году привез сладкий картофель из провинции Фуцзянь (Китай). Гима культивировал привезенный учеником овощ. За несколько лет сладкий картофель стал одной из важнейших сельскохозяйственных культур острова. С Окинавы он попал в Японию. Также Гима завозил и перерабатывал сахарный тростник, пользовавшийся большим спросом. Эти две статьи импорта изменили направление истории Окинавы: картофель подходил для климата и обеспечивал высокую питательную ценность, а тростник пользовался спросом во внешней торговле; вместе они способствовали развитию экономики острова. Гима и Ногуни были очень уважаемы на острове и при жизни, и после смерти. В знак признания их заслуг в развитии Окинавы 1937 году в парке Наха в их честь был установлен монумент. В 1959 году могила Гима была перенесена Тё Сумиёси чтобы расширить территорию американской военной базы, но в 1993 году она была восстановлена за государственный счет.

Тринадцатый глава семьи, Матаёси Синтоку (китайское имя Ма Кайюань - 麻開元) родился 24 мая 1786 года на Окинаве и в 1848 году в возрасте 62 лет был удостоен титула Сэдо-дзасики (4).

Тем временем, японское правительство Мэйдзи приняло решение перевести королевство Рюкю в новую систему префектур. Будзины оказались поделены на проживающих в городских кварталах и на деревенских жителей. Переселение строго воспрещалось, но за некоторым исключением - безработному будзину дозволялось работать фермером. По этой причине некоторые из них переехали в сельскую местность. Деревни будзинов-фермеров назывались «ядои». Именно здесь мы впервые встречаем имя Матаёси Синтоку, хранителя боевого искусства семьи Матаёси.

Четырнадцатый глава семьи, Матаёси Синтин (китайское имя Ма Шаньшэнь - 麻善愼), отец Матаёси Синко, родился 15 ноября 1844 года на Окинаве. В 1877 году он был повышен до звания Тикудун ну дзасики (5).

Он был учителем туди и работы с оружием и внес значительный вклад в дело сохранения боевых искусств Рюкю.

могила Уфугусику Синбу
могила Уфугусику Синбу

Известные представители семьи Ма

· Тэруя Тикудун Пэйтин Канга (1786-1867), также известный как Туди Сакугава, родился в городе Сюри, в районе Тандзюмуи (ныне - Торихори). Во времена династии Цин он изучал в Китае культуру, язык и боевые искусства. По возвращении в королевство Рюкю он стал преподавателем в Королевской Академии. В качестве награды за его долгую превосходную службу он был пожалован островом в районе Нагасуку, где он стал губернатором под именем Сакугава. Именно поэтому его также называли Туди Сакугава. Он считается одним из основоположников Сюритэ.

· Соэиси Рётоку (1772-1825) обладал титулом Ояката и создал свой стиль бодзюцу, признанный королем Рюкю. Созданное им ката с бо он назвал «Сиисинукун» («Соэиси-но-кон» на японском). После смены феодальной клановой системы на систему префектур, 8 глава семьи Соэиси Ояката Рёдзюцу передал свои техники бо и ката «Сииси-но-кун» Матаёси Синтину.

· Исиминэ Тикудун Пэйтин Синти родился 1 мая 1812 года в деревне Тандзюмуи близ Сюри, а умер 22 декабря 1892 года. Его китайское имя было Ма Синжэнь (麻行仁), но он больше был известен как Тандзюмуи-но-буси Исиминэ, «Исиминэ, воин из Тандзюмуи». Исиминэ Синти был учеником знаменитого Мацумуры Сокона и передал версию ката Пассай, которая практикуется по сей день – «Исиминэ-но-Пассай».

· Тавада Тикудун Пэйтин Синбоку родился в 1814 году в деревне Тандзюмуи близ Сюри и умер 22 декабря 1848 года в Сюри. Он также был известен как Тавада-но-саки-но-Мэганту и Тандзюмуи-но-саки-но-Тавада. Мастер сайдзюцу, в возрасте 19 лет он был приглашен выступить перед королем Сё Ко. Тавада Синбоку создал практикуемую ныне ката с саем «Тавада-но-сай».

· Куниёси Синкити родился в 1848 году в районе Кумодзи (ныне - Кумо) в Наха. Он также был известен как «Буси Куниси», поскольку Куниси это окинавское произношение Куниёси. Куниёси изучал Нахатэ у Сакияма Тикудуна Пэйтина Китоку (1830-1914), который обучался в Китае. В возрасте 60 лет он переехал в Наго, где и умер в 1926 году.

Примечания:

1. Патриархальная клановая система королевства Рюкю.

2. Система имен, использовавшаяся в королевстве Рюкю.

А. Вараби-наа – имя, данное при рождении.

Б. Ямату-наа – японское имя (камэй – фамилия, икай – титул\ранг, нануй - имя).

В. Кара-наа – китайское имя (сии – фамилия, имина - имя).

3. Титул в иерархии королевства Рюкю.

4. Титул в иерархии королевства Рюкю.

5. Титул в иерархии королевства Рюкю.

Продолжение следует...

Матаёси Кобудо в России: