Про мотивацию, характер и выгорание. Как сохранить силы и радость.
У меня будет сложный сезон. В нем будет северная 1000 в июле и экстремально-южная 1200 в августе. Несмотря на это, я приняла решение не ехать ближайшую 300, запланированную на 21 мая. Сейчас покажу почему.
Говорят, спорт - это про воспитание характера. Победить соперника, превзойти собственный результат, быстрее, выше, сильнее. Говорят, характер - это когда ты должен выполнить намеченное, даже если придётся треснуть по швам.
Ирония в том, что я рассуждала именно так ДО того, как начала веломарафонить в промышленных масштабах.
Теперь - нет.
То, что мы делаем всерьёз, действительно нас меняет. Иногда в каком-то смысле даже подменяет, даёт новую философию, предлагает альтернативные ракурсы, которые мягко и некритично становятся безальтернативными. Потому что они - более разумны, взвешенны и основаны на личном опыте, а не на слоганах с мотивационных плакатов фитнесклубов, не на рекламных заявлениях амбассадоров спортивных марок и восторгах неофитов.
Самое ценное, что дал велоспорт мне лично - умение слушать себя. Я знаю людей, для которых сойти с дистанции - смерти подобно. Количество стартов должно быть равно количеству финишей. Точка, аксиома, dixi. Начал - заканчивай. Не уверен - не берись. Я попробую объяснить, почему это не летает и почему именно супердистанции учат компромиссам. Учат слушать и беречь себя.
Ошибки
Во-первых, стоит позволить себе ошибаться. Потому что только признав факт ошибки, мы можем ее исправить. Мой сезон-21 закончился на пике формы. ЧТ, через неделю - 600 в зачёт СР. Потом я позволила себе некоторую паузу, и уже осенью мы с Олегом начали самый суровый 12недельный endurance план #Zwift - Active Offseason.
Это было ошибкой. Да, это отличный план для вкатки в сезон, и начинать его стоит ну никак не раньше февраля. Я поняла это на третьей неделе и позволила себе бросить тренировки, чтобы катать в базовом режиме. И это было верным решением.
Цели
Во-вторых, нужно четкое целеполагание. Потому что, например, заработать денег - это не цель. Цель - купить квартиру. Так вот, быть в форме - это тоже не цель. Цель - 14 мая проехать 200, через неделю - 300, потом ещё 400 и 600, а ещё держим в уме 1000 и 1200. И к каждой из этих дистанций надо готовиться отдельно.
И да - проехать 200 за 6 часов и просто проехать 200 это разные цели, требующие разных подходов.
Радость
И третье. Для меня - первое. Не превращать удовольствие в обязанность. Не спорю, быть СР три года подряд приятно, это хорошая мотивация и тоже вполне себе цель. Но когда в установленную календарем бревета дату в 2021 году я поняла, что мой организм настоятельно просит меня остаться дома, я отказалась от 600ки. Я была уверена, что упускаю единственный и последний шанс на завершение квалификации, но поступила так, как лучше мне. И тут, конечно, большое спасибо руководителю Легиона, который дал мне и Диме возможность проехать дистанцию в другой день. Я чувствовала себя хорошо, мне хотелось кататься, я была готова проехать 600 км. И я проехала.
Сход - это не конец света
За три моих сезона я сходила с дистанций трижды. На грунтовой 200 из-за перенапряжения, шоссейной 300 после спринта 60 кмч от медведя и на ПБП, когда разбился Олег. И знаете, ничего страшного не произошло. Я получила некоторый опыт, он усвоен и он мне дорог.
Мы можем любить только то, что делаем в состоянии максимально полной свободы и гармонии с собой. Моральной и физической.
Выгорание
Про феномен выгорания слышали все. Но его бывает сложно отличить от смежных «агрегатных состояний» психики.
У настоящего выгорания есть одна критичная особенность: вы больше не хотите этим заниматься. Вам надоело. Это больше не приносит радость. У вас больше нет личных целей, связанных с этим занятием.
Так бывает. И особенно часто так бывает, когда вы нашли что-то новое и это новое сейчас увлекает вас сильнее. В этом нет ничего страшного. Мы меняемся, меняется наша мотивация, потребности, цели. Если же вы шлифуете себе мозг, что не едете на тренировку или бревет, потому что: не уверены в погоде, в своих силах после болезни, объективно устали - скорее всего, речь идёт не о выгорании как таковом. Вы по-прежнему чувствуете потребность продолжать, но что-то хронически блокирует вас. Так тоже бывает. Есть несколько простых и действенных рецептов не позволить этому экзистенциальному болоту прокрастинации засосать вас. Поделюсь своими.
Взять осознанную паузу
Допустим, неделю. Вы ведь в состоянии планировать свой график. Пообещайте себе выехать на бодрую тренировку, например, в ближайшую субботу. И обязательно сделайте это именно в тот день, когда запланировали.
Вы в получаете законный отпуск, чтобы переделать неотложные дела и успеваете соскучиться по асфальту.
На время уйти в базовый режим
Плюньте на рекорды и изматывающие тренировки. Разрешите себе приятные велопрогулки, когда это позволяет погода и вообще самочувствие. Это хороший способ скинуть напряжение и сохранить кайф движения
Восстановление - это самая важная часть ЛЮБОГО тренировочного плана. Оставьте фанатизм и перенапряжение неофитам, воспитанным мотивирующими картинками в интернете.
Временно вернуться на станок
Даже если формально сезон открыт, но погода или рабочий график не позволяют вам держать тренировочный темп. Кстати, именно это я сегодня и сделала. Велоподвиги под снегом - не мое. Я абсолютно пофигистично отношусь к дождю, но не к холоду.
Вы сохраните форму и мотивацию и в любое время беспрепятственно вернётесь в ряды героев асфальта.
Заняться чем-то смежным
Чем угодно: бег, фитнес, ОФП. Прелесть в том, что сохранить пристойную физическую форму вы можете не выходя из дома. Более того, при должной мотивации вы можете ее улучшить. Я похудела на более чем посильных домашних тренировках на 38 кг. Обязательно напишу об этом отдельную простыню:)
Не врите себе, что у вас нет 40 минут на простую тренировку с бесплатным фитнес-приложением. Таким временем располагают даже самые занятые люди.
Некоторые велосипедисты могут гнуть ногами арматуру, а вот руки и пресс часто «отстают в развитии». В ваших силах сократить эту дистанцию. Just do it;)
Берегите себя. Слушайте себя. У вас все получится. Ride on.
P.S. А свои 300 я закрою следующим бреветом в полном соответствии с календарем - после 400, к которой я буду готовиться на станке и которую намерена проехать.
#бревет #рандоннеры #велосезон #мотивация #выгорание #велоспорт #шоссейный велоспорт