Найти тему

Немного странных размышлизмов…

Эту книгу можно считать практически «собранием сочинений» наверное самого неординарного из восьми братьев легендарного купеческого семейства. Есть тут и специальные статьи и любопытные мемуарные очерки типа раннего - «Судьбы русского хозяина» или позднего – «Купечество московское». Но меня лично при прочтении не оставляли вопросы о причинах «пристрастия к модерну» у представителей богатейших и многочисленных семейств купцов-старообрядцев…

 

Банальная «дань европейской моде» конечно имеет место быть, но думаю тут не только она. Было и еще что-то на мой взгляд. Конечно, в поколении, которому было присуще увлечение новым стилем, не все были людьми сильно религиозными. Допустим, главный поклонник архитектурных талантов «звезды модерна» - Федора Осиповича Шехтеля – Савва Тимофеевич Морозов особым благочестием не отличался. С другой стороны, самый известный модерновый особняк Шехтель построил для младшего брата автора этой книги – Степана Павловича Рябушинского, который к вопросам веры относился очень серьезно… И вот тут на ум приходит такая мысль. Все это поколение, независимо от последующих личных взглядов, убеждений и пристрастий, родилось и росло в больших патриархальных семьях, где еще строго хранились законы и обряды древлеправославного благочестия. По сути их детство проходило в окружении старообрядческих книг, икон, лубков… Именно они, в значительной мере, определяли для этих людей первые в жизни, детские эстетические впечатления. И сегодня, разглядывая очень характерные плавные изгибы порою достаточно «буйных» растительных орнаментов памятников старообрядческой культуры, обращение «богатых наследников» именно к модерну уже не кажется таким уж странным и неожиданным… Симптоматично еще и то, что модерн в своеобразном «северном» варианте выходцев из старообрядческой среды практически не заинтересовал. Несмотря на столичные моды. Такое вот получилось странное рассуждение «на тему».

 

А книга действительно весьма любопытная. Советую тем, кому интересно. И да. Про модерн там конечно нет ни единого слова.