Найти тему
Юлия Корягина

Образование - это формирование личности

Образование - это формирование личности, а не напичкивание информацией. Т.Черниговская 

Мы живем в уникальное время, когда доступных возможностей бесчëтное количество. Образование - выбирай что хочешь. 

Сейчас в меню: общеобразовательные школы, спец. школы с уклоном на определённые предметы, языковые школы, частные школы, домашнее обучение (где родители берут ответственность за образование ребёнка, а тот лишь сдаёт экзамены и получает аттестат. Не путайте с надомным обучением - это другое), ну и конечно, на фоне пандемии, выросли онлайн школы. 

Сейчас модно не отдавать ребёнка в общеобразовательную школу, полагая, что кроме вреда она ничего не «причинит». На днях я  углубилась в этот вопрос, так ли страшен чёрт как его рисуют, и что происходит на арене образования сейчас. 

Лично я за общеобразовательную школу. 

Во-первых, всë стремительно меняется, и в самих школах изменилось многое. Мы смотрим в будущее, опираясь на свой прошлый опыт обучения в школе. И как следствие этого опыта имеем мнение - «в школе ничему не учат, а только требуют», «в школе калечат самооценку», «в школе дают знания, непригодные для жизни и реализации в ней». 

Изменилось все. Образование зависит от рынка труда. Всегда. Точка. 

Во времена моей учебы основной задачей рынка была исполнительность. Получите и распишитесь. Тенденции сейчас - мышление, креативность, умение адаптироваться, применение знаний и навыков в жизненных ситуациях. Именно поэтому современные школьные программы в корне изменились. Поменялись задания, задачи, пути решения. Дети больше не читают параграф для пересказа - прочитали, получили оценку и забыли. Отныне по каждому предмету есть вариативные задания, тренирующие логику, мышление, восприятие и выражение своего мнения. Родители хватаются за голову просто потому, что им это не понятно, их мозг тренировали на другое. 

Во-вторых, социализация. Нас формирует социум. Мы смотрим на себя глазами других. Мы развиваемся, осознаём свои сильные и слабые стороны только в общении и во взаимодействии с другими. Ребёнок должен учиться выстраивать отношения со сверстниками, учиться преодолевать трудности в общении, разрешать конфликтные ситуации. Коммуникативные навыки - необходимая часть взаимодействия с внешним миром. Чем больше социальных контактов , тем лучше.

В-третьих, крайности были, есть и будут всегда. Но сейчас концепция школы - оценивать предмет, а не ученика, не его личность. «Ты хороший мальчик, очень, но сегодня за тест 2». Такой подход я считаю очень даже приемлимым.

Да, к такому формату мы пришли совсем недавно, однако результаты уже есть. Так, например, по результатам успешности данной системы лидирует Китай, далее Эстония, Финляндия, и уж потом Россия. Наши современные программы обучения далеки от идеала, они безусловно нуждаются в корректировках, и во многом это зависит от учителей. Но признаюсь честно, я пересмотрела свои взгляды на школу как на структуру.

Школа не станет для ребёнка концлагерем, если с ней подружиться. В конце концов, нас всех выучили, дали навыки, умения и знания, научили взаимодействию друг с другом, помогли с социальной адаптацией. А вот современные альтернативы школы (онлайн образование или домашнее обучение) пока остаются довольно загадочными и непредсказуемыми вариантами. 

Кто-то видел поколение людей, вышедших с домашнего обучения или из онлайн школ? Какие они? Как они взаимодействуют с внешним миром? Какими навыками они обладают?