Дисграфия– это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Оптическая дисграфия– дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
При патологии зрительного анализатора у детей нарушается процесс зрительного восприятия, что в дальнейшем отрицательно сказывается на овладение навыками письма и чтения. Недостаточность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза можно считать явной предпосылкой возникновения оптической дисграфии.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества):
Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Таким образом, дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
К мерам ранней профилактики дисграфии у детей с сочетанной патологией относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с нарушением зрения являются различные дидактические игры и упражнения.
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) слайд
1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Попросить назвать, что изображено на картине.
2. Соотнести геометрические фигуры с похожими на них картинками.
3. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.
4. Узнать предмет по контурному изображению.
6. Найти различия в двух предметных картинках.
7. “На зарядку - становись!”
Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Например, предметы располагаются по возрастающей величине: муха, кошка, лошадь, слон или наоборот по убывающей величине: слон, лошадь, кошка, муха.
10. Узнать предметы, наложенные друг на друга.
11. Узнать зашумленные предметы.
12. Определить, что неправильно нарисовал художник или что забыл нарисовать художник.
13. Найти спрятанные в рисунках предметы.
14. Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).
20. Угадать предметы по отдельным деталям.
21. «Лабиринты».
Развитие зрительной памяти.
1. Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
2. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
3. Восстановить пары картинок.
4. Игра «Что изменилось, чего не стало».
5. Сравнить две картинки и найти их отличия.
Развитие ориентировки на собственном теле. слайд
1. Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).
2. Игровое упражнение “Какой рукой кушаем, рисуем, берем предметы”.
3. Игровое упражнение “Надень клипсы на левое (правое) ухо”.
4. Игровое упражнение “Надень браслет на правую (левую) руку”.
5 Игровое упражнение “Попрыгай на правой (левой) ноге”.
Определение пространственных отношений между предметами и ориентировка на плоскости (использование в речи предложных конструкций: внизу, вверху, слева, справа, между).
1. Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).
2. Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).
3. Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.
4. Провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
5. Закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку).
6. “Божья коровка”
Ориентировка на плоскости девятиэкранника, использование в речи выражений: вверху, внизу, в верхнем левом (правом) углу, в нижнем правом (левом) углу, в середине, в центре.
7. Пространственные слуховые диктанты.
Развитие конструктивного праксиса путём моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв (например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку; определить буквы, которые можно выложить из трёх и из двух элементов; конструирование букв из овала, полуовала, длинной и короткой палочки).
Игры на формирование буквенного гнозиса.
1. Назвать буквы, подчеркнутые дополнительными линиями.
2. Обвести контурные изображения букв.
3. «Буквоед» Дорисовать недостающие элементы букв
4. «Какую букву Незнайка написал неправильно»?
Развитие тактильных ощущений.
Обязательными для детей с нарушением зрения являются игры и игровые упражнения на развитие тактильных ощущений.
Игры «Волшебный мешочек» Нахождение предметов, геометрических форм на ощупь; узнавание букв, изображений предметов, геометрических форм.
Узнавание букв из разных материалов: наждачной, бархатной бумаги.
Автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходства.
1. Назвать буквы.
2. Найти и назвать неправильно написанные буквы.
3. Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.
4. Вставить в слово пропущенную букву.
При работе с подобными играми ребенку нужно проявить большую наблюдательность, чтобы обнаружить замаскированные предметы, выделить их на фоне, предварительно произведя оптический анализ. Без умения сравнивать объекты, находить в них отличия, анализировать детали изображения, без достаточного уровня развития зрительного восприятия и гнозиса достичь успеха будет очень трудно. Но зато сколько радости доставляют ребенку такие открытия!
В подобных играх помимо развития навыков настойчивости и наблюдательности, актуализируется словарь, формируется обобщающие понятия, осуществляется подготовка ребенка к обучению в школе.