В моём родном городе Арзамасе всё чаще появляются туристы — в основном проездом в Дивеево, которое в 60 километрах, но есть и те, кто приезжает специально. Возят также и экскурсии, но им показывают самые основные достопримечательности, не особенно углубляясь в городские детали.
О некоторых из них я писал вот тут. А тут — о 12 точках, откуда лучше всего смотреть на главный арзамасский храм, Воскресенский собор.
И вот ещё семь интересных мест, куда вас вряд ли приведут экскурсоводы. Ссылки в конце каждого пункта ведут на соответствующее место в «Яндекс.Картах».
Сторожка у водонапорной башни
Один из главных символов города — башня первого арзамасского водопровода, построенная в 1911 году. Она стоит на улице Калинина, которая проложена по границе старого и нового Арзамаса; сейчас это самый центр.
Башню видят многие, она заметная и стоит на видном месте, у Вечного огня и входа в городской парк. А вот на домик рядом с ней обращают внимание редко, и зря. Эта сторожка — редкий в Арзамасе образец арзамасского модерна, близкого железнодорожной архитектуре тех же времён.
Обсерватория
Двор большой усадьбы на улице Коммунистов, 21 (раньше эта улица называлась Большой), — одно из лучших мест, чтобы увидеть Воскресенский собор в совершенно арзамасском пейзаже. Но есть там и ещё одна достопримечательность: обсерватория — чтобы её увидеть, нужно посмотреть в противоположную сторону, на крышу главного усадебного дома.
Построили усадьбу арзамасские купцы Цыбышевы в первой четверти XIX века; разным цыбышевским ветвям она долгое время и принадлежала. Но в конце века её приобрёл Алексей Сергеевич Вязовов, тоже купец. У него был сын, который болел туберкулёзом и жил поэтому уединённо, в мансарде. Он увлекался астрономией, и Алексей Сергеевич построил для него башню с подвижным и раздвигающимся куполом и снабдил обсерваторию цейсовским телескопом. Вряд ли тот сохранился, а сооружение осталось.
Два изразца на самом старом гражданском здании города
Улицу Гостиный Ряд вы в Арзамасе точно не пропустите, она в историческом центре, спускается вниз от Соборной площади, и состоит из двух непрерывных рядов магазинов. Случай уникальный: единственная такая торговая улица в России, которая находится, как говорят архитекторы, на рельефе.
А вот эту деталь вы случайно не увидите ни за что. С обратной стороны дома номер 7 в фасад встроены два изразца. Один, справа, — старинный, относящийся к дате постройки самого дома; на нём, предположительно, Александр Македонский. Второй — новый, потому что на прежнем изображение не сохранилось; на нём — Соловей-разбойник, тоже предположительно.
Что касается самого дома (жилого дома посадского человека, как его официально называют): по очень убедительной версии это самое старое в Арзамасе каменное здание из гражданских (церкви есть древнее), и именно с него началась каменная застройка Гостиного Ряда. Примерный год постройки определяется так: в 1714 году Пётр Первый запретил строить в России здания из камня, все каменщики уехали возводить Петербург. Запрет отменили в 1724-м; в 1726-м Арзамас был опустошен страшным пожаром. Так что построили дом, вероятно, около 1727 года.
Ссылка ниже ведёт на дом по адресу Мучной Ряд, 3: именно оттуда, со двора, видны изразцы.
Резной дом за резным забором
В Арзамасе всё ещё много домов с отличными наличниками — хотя с каждым годом их всё меньше, увы, и меньше: повсеместно наступает сайдинг. Но этот дом на улице Красной Милиции, 25, уникальный: он весь в глухой резьбе. Построен не так давно, кажется, в начале двухтысячных; кто его таким придумал и сделал — не знаю.
Дом интересен ещё тем, что от него спускается живописный Революционный переулок — он ведёт к Рождественской церкви, построенной в середине XIX века по проекту Константина Тона; того самого, который автор московского храма Христа Спасителя. Собственно, и переулок раньше был Рождественским, а улица Красной Милиции была Ореховской. Смоленская церковь в том же храмовом комплексе, — новодел, возведённый на остатках стен прежней, 1797 года. А всё это — подворье Дивеевского монастыря.
Кирпичный дом, который никогда не штукатурили
Про этот краснокирпичный дом на улице Урицкого, 1, можно подумать, что он был построен в конце XIX–начале XX века, когда был в моде чистый красный кирпич. Но нет, это типичный поздний русский классицизм: арзамасский купец Михаил Шкарин построил здание в начале XIX века. Почему фасады не были отделаны — непонятно.
Сейчас место, где стоит шкаринский дом, — довольно глухой угол нижней части города. Но раньше улица Урицкого, бывшая Старомосковская, и прилегающая к ней Нижняя набережная, на которую здание выходит фасадом, была гораздо более проездной и парадной — раньше со стороны Москвы в Арзамас въезжали именно тут; потом мост через реку Тёшу перенесли выше по течению, потом ещё выше, и уголок затих.
А ещё от точки рядом со шкаринским домом открывается один из лучших видов на Воскресенский собор — как видно на фотографии.
Ильинская церковь: арзамасское барокко
В Арзамасе два барочных здания. Один образец стоит в Арзамасе на самом виду — это магистрат на Соборной площади. Но то позднее европейское барокко, конец XVIII века. А Ильинская церковь на улице Космонавтов, 39а, — представитель барокко московского, более нарядного; она была закончена в 1746 году.
Это здание, кстати, экскурсоводы вполне могут показать: оно известное, в нём долгое время находился Арзамасский историко-художественный музей. Рядом — храм Андрея Первозванного, и это единый комплекс: красная церковь — холодная, жёлтая — тёплая, зимняя; службы сейчас идут только во второй.
Почтовая мозаика
А это — памятник советской эпохи: мозаика на торце арзамасского почтамта, на проспекте Ленина, 164. Местные её уже практически не замечают, настолько она стала привычной. Но если приглядеться — весьма небанальная композиция. Да и вообще советские мозаики заслуживают, на мой взгляд, особенного внимания: целый феномен.
_________________________________________
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.