Найти тему
Всё обо всём!

Почему ты не спишь? - Синдром задержки фазы сна-бодрствования у подростков

Синдром задержки сна (расстройство фазы бодрствования) является наиболее распространенной формой нарушения циркадного ритма. Особенно часто наблюдается у подростков.

Нарушения циркадианных ритмов — хронически стойкие или рецидивирующие нарушения сна в виде чрезмерной сонливости и/или бессонницы, вызванные изменениями циркадианных ритмов или отсутствием синхронизации между эндогенными циркадианными ритмами и временем сна и бодрствования, обусловленными внешними условиями, социальными или профессиональными факторами. , что вызывает значительный дискомфорт и нарушение функционирования человека .

В эту группу расстройств входит DSWPD. Упрощая это определение, DSWPD — это постоянные трудности с засыпанием и пробуждением в «нормальное» время. Проблема в часах сна, а не в качестве сна. Когда вашему ребенку разрешают спать в своем собственном ритме, такие трудности, как «бессонница», усталость, дневная сонливость и невозможность проснуться утром, исчезают. Этиология этого синдрома до конца не выяснена, но он, безусловно, нейробиологический. Положительный семейный анамнез также был доказан у 40% людей с этим расстройством.

У DSWPD время засыпания и пробуждения смещено более чем на два часа по сравнению с суточным ритмом их сверстников. Подростки с этим расстройством чаще всего чувствуют сонливость после полуночи (между 2.00 и 6.00), поэтому они затягивают час отхода ко сну, их трудно разбудить утром, они чувствуют себя хорошо после полуночи. 10:00 Вынужденные просыпаться по утрам, они проявляют повышенную дневную сонливость, проблемы с концентрацией внимания и обучением, раздражительность, подавленное настроение. Проблема исчезнет, ​​если подросткам будет позволено работать в своем собственном ритме, то есть лежать в нерабочее время. 24.00 и спать до 11.00-12.00, например в праздничные дни. Однако в течение учебного года это выливается в частые опоздания или вообще отказ вставать в школу, а также в трудности участия в утренних мероприятиях, привлекательных для подростка, как симптомы DSWPD можно отличить от избегания школы по разным причинам (например, из-за тревожных расстройств). Явление так называемого Второе дыхание (бодрствование перед сном) у подростков с ДСВПД приходится на обычные для большинства подростков часы засыпания и период наибольшей сонливости, когда следует вставать в школу. Поэтому для людей с DSWPD засыпание и вставание невообразимо затруднены и встречают большое сопротивление.

Подросток с этим расстройством часто в детстве является хронотипом «сов», а это означает, что они имеют предпочтение позднему функционированию и продолжительному сну утром (естественные различия в хронотипах проявляются уже в среднем детстве — «совы», которые поздно ложатся). и долго спят, и "жаворонки" - рано ложатся и рано утром просыпаются).

Расстройство не следует путать с физиологической задержкой часа сна у подростков. В подростковом возрасте время сна и пробуждения утром смещается примерно на два часа. Это связано с естественным отсроченным началом повышения секреции мелатонина в темноте в этом возрасте, т.н. DLMO (начало мелатонина при тусклом свете) и гормональные изменения. Для подростков также характерна физиологическая склонность к малой бодрствованию в течение дня. Здесь стоит отметить, что в связи с этим процессом для того, чтобы подросток хорошо работал в школе, время начала уроков должно быть перенесено на 9:00 утра Начало занятий в В результате в 8 часов утра подростки страдают хроническим недосыпанием .

DSWPD необходимо дифференцировать с другими нарушениями сна (бессонница, синдром беспокойных ног), психическими расстройствами (депрессия, биполярное расстройство, тревожные расстройства) и употреблением психоактивных веществ.

Большинство подростков с этим расстройством обращаются к психологу или психиатру, потому что они «избегают» школы с подозрением на тревожные или оппозиционные расстройства или для диагностики нарушений концентрации и внимания, но проблема заключается в другом.

В последнее время все большую проблему представляет подтип так называемого Индуцированный DSWPD у подростков. Это вызвано намеренным сдвигом времени сна из-за трудностей с окончанием серфинга в Интернете, просмотром сериалов или использованием социальных сетей, которые оживают ночью. Нередко проблема возникает и в результате пристрастия к Интернету, компьютерным играм и т. д. Важным фактором, регулирующим циркадный ритм, является социальная активность. Дополнительным элементом является чрезмерное воздействие света перед сном, особенно так называемое синий свет, излучаемый светодиодными экранами (компьютер, планшет, телефон, телевизор), блокирует высвобождение мелатонина. Фоточувствительные клетки сетчатки, содержащие меланопсин, наиболее сильно реагируют на синий свет с длиной волны 480 нм.

Более того, подростки охотно тянутся к напиткам, содержащим кофеин, особенно во второй половине дня. Предложение различных стимулирующих напитков на рынке в настоящее время относительно богато, и ограничений на их продажу подросткам нет. Стоит упомянуть большие участки учебы, подростки часто «заваливают» ночи на подготовку к очередному тесту, а адреналин, возникающий в результате стресса, мешает заснуть. Дети в этом возрасте все больше выходят из-под родительского контроля, родителям сложно навязать правильный режим сна, часто родитель долго спит, когда подросток активно живет «онлайн».
Кроме того, ритм становится десинхронизированным, так как при попытках отдохнуть подросток «отсыпается» на выходных. Значительная разница между временем сна в неделю и в выходные усугубляет проблему. Еще одним фактором, усиливающим «порочный круг», является то, что, когда подросток долго спит днем, он не подвергается воздействию яркого света утром, что задерживает высвобождение мелатонина вечером и вызывает дальнейшее смещение ритма.

Диагностический процесс DSWPD, помимо тщательного опроса, должен также включать ведение в течение двух недель Хронобиологического дневника сна (предусмотрено в Стандартах лечения нарушений циркадианного ритма сна и бодрствования). Удобным, но, к сожалению, доступным только на английском языке является Детский опросник хронотипов (CCTQ). Простые вопросы для родителей касаются того, когда ребенок ложится спать в выходные дни, когда он может сам решать, когда ложиться спать, в какое время у ребенка лучше всего когнитивные функции (в какое время ваш ребенок лучше всего пишет тест). , во сколько ребенок будет чувствовать себя сонным вечером.

Простым методом обследования является актиграфия, при которой интенсивность физической активности измеряется с помощью небольшого прибора, который надевается на запястье или стопу и подвергается компьютерному анализу. Это предоставляет информацию о ритме сна и бодрствования, времени сна, эффективности сна, движениях во сне, а также об активности и дневном сне. Другие методы включают полисомнографию или забор слюны для определения уровня мелатонина.

Рекомендуемый способ предотвращения DSWPD у подростков - соблюдение гигиены сна. Особенно важно согласовать время отхода ко сну и пробуждения. Часы должны быть постоянными независимо от дня недели. Независимо от того, сколько ваш подросток спал ночью, он никогда не должен ложиться спать днем. Кровать должна использоваться только для сна (чтение, рисование, еда, серфинг в Интернете не должны выполняться в постели). Спальня должна быть хорошо проветриваемой и прохладной. Минимум за час до сна следует планировать тишину — избегать яркого света, высокой активности, горячих ванн, обильных приемов пищи и особенно запрет на использование смартфона, просмотр телевизора, работу/игру на компьютере.

Такие напитки, как кофе, крепкий чай, энергетические напитки можно употреблять в разумных количествах не позднее 16:00.

Хронотерапия – эффективный и быстрый метод в лечении ДЗВДП. После введения фиксированных часов сна и поддержания их в течение как минимум одной недели время отхода ко сну откладывается на 2-3 часа каждый день, чтобы обеспечить 8-часовой сон. Например, у подростка, который спит между 3.00–11.00 часы сдвигаются на 5.00–13.00 и так до достижения удовлетворительного, например 23.00–6.00. Хронотерапия представляет собой большую проблему и требует активного сотрудничества со стороны пациента, поэтому она редко бывает успешной в амбулаторных условиях. Поскольку наши внутренние часы физиологически длиннее 24-часового дня, нам легче ложиться спать немного позже, чем перед каждым днем, другими словами, было бы труднее вернуться к ожидаемым часам, даже если это «ближе» к ним.

#синдром #задержки #фазы #сна #бодрствования #подростков