Найти тему

Полина Колозариди. Why we post: антропологическое исследование интернета глазами студентов HSE media

Материалы курса «Why we post: антропология социальных медиа» Полины Колозариди, преподавательницы Департамента медиа НИУ ВШЭ и создательницы Клуба любителей интернета и общества, объяснили, что не существует «типичного» поведения в сети. Существуют – культурный, социальный и исторический контексты, которые влияют на действия пользователей.

Руководитель курса, доцент Департамента медиа (Полина Колозариди)

Интернет глобален именно тем, что существует локально: в городах, странах и культурах. Мы, люди, наполняем его содержанием. Но смысл каждого действия в сети не так очевиден, как кажется. Его нельзя обнародовать одной лишь статистикой: количеством просмотров ролика или репостов твита. Чтобы понять, какой смысл пользователи придают практикам в интернете, нужно изучать локальные явления. Тогда становится понятно, почему интернет меняется глобально. Мы начинаем понимать его как динамичное явление – не отдельное от офлайна, а тесно связанное с ним.

Интернет в России – разный. Где-то он был нужен для образования или становился частью бизнеса, гражданского активизма. История создания интернета не сводится к отцам-основателям, которые провели его из Америки. Обращение к истокам позволяет видеть интернет комплексно: он состоит из проводов, тарифов, инициативных проектов, форумов, утопий, наших собственных постов и истории пользовательской жизни. Посмотреть не на феномен большого явления, а признать его сложность, увидеть, что происходило в Воронеже или Лобне, у женщин или в подростковых тусовках – это экспериментально-интересно. Такой подход позволяет лучше понять происходящее в сети сегодня. Интернет большой не потому, что глобальный, а потому, что разнообразный.

Курс позволяет соотнести свой собственный опыт серфинга в интернете с тем, что мы видим в нём как профессионалы и исследователи. Ведь часто интернет в быту и интернет в исследовании – понятия далекие друг от друга. Но как можно изучать что-то далёкое и такое близкое одновременно? Курс даёт для этого инструменты и методы: ведение исследовательского дневника, использование историко-антропологического подхода.

Студенты ФКМД по итогам курса провели собственное исследование локальной сети. Выдержка из работы студентов Яны Олейник и Александры Метельской

«Рунет стихийно меняется, но фиксированных свидетельств не хватает для того, чтобы проследить динамику его изменения в разных городах России. Поэтому мы занялись поиском эмпирической базы самостоятельно. Исследование истории сети всегда связано, во-первых, с изучением технологических возможностей, доступных на конкретной территории. Во-вторых, с тем, какими социальными медиа пользуются люди, как именно и почему? Так появляется возможность обнародовать многие скрытые процессы. Например, активность немейнстримных локальных сообществ, субкультур. Интернет может сильно отличаться от контекста к контексту. Мы рассмотрим это на примере военного города в Московской области – Краснознаменска.

Мы выяснили, что в середине 1990-ых годов интернет в городе существовал в виде локальной сети. Доступ к ней был у 20-50 «продвинутых пользователей» – студентов технических специальностей. В свободное время они играли в компьютерные игры по сети. Так образовалось маленькое сообщество, которое стало похоже на прототип первых онлайн-форумов, групп и пабликов в современных социальных медиа. Для нашего респондента – Сергея Федорова – остро стоит вопрос связи современных интернет-пользователей с реальным миром. Он считает, что в 90-х пользователи умели абстрагироваться от сети, потому что результаты онлайн-сражений всегда обсуждались в офлайн-беседе. По его мнению, сегодня социальные сети начали заменять реальную жизнь»