Работа поиска состоит из нескольких этапов:
Формирование запроса и отбор кандидатов
▪️При введении запроса система начинает искать слова во всех полях и атрибутах товаров: название, категория, бренд, цвет, размер, материал и др.
▪️Следовательно, продавцу важно заполнить именно атрибуты товара: это повышает вероятность того, что покупатель увидит его в поисковой выдаче.
Базовый слой ранжирования
При сортировке набранных кандидатов по текстовой релевантности система ориентируется на:
- соответствие товара запросу (количество попаданий слов из поискового запроса в поля и атрибуты товара)
- рейтинг товара (чем выше рейтинг товара, тем больше его коэффициент — колеблется от 0% при минимальном рейтинге до 25% при максимальном)
Средний слой ранжирования
Ozon использует машинно-обученное ранжирование, которое предсказывает вероятность покупки товара. Наиболее важными для него оказываются:
- популярность товара (показы, добавления в корзину и в избранное)
- продажи (конверсия товаров в покупку и количество покупок)
- цена (её изменение и размер скидки)
- рейтинг (сам рейтинг товара и количество отзывов)
- доставка (скорость, отношение товара к категории экспресс-товаров)
- текстовая релевантность (текстовое соответствие товара запросу)
Бустинги и дебустинги
На этом этапе к товарам-кандидатам, ранжированным по оценке от 0 до 1, применяются заранее определённые повышающие или понижающие коэффициенты.
Например, повышающий коэффициент может быть применён к товарам премиум-продавцов, а понижающий — к товарам с низким рейтингом.
Отображение товаров
На основании финальных оценок товары выдаются покупателю: товары с самой большой оценкой оказываются в верхней части списка выдачи, с самой малой — в нижней.
Место товара в поиске влияет на его коммерческие показатели: конверсии, трафик, продажи.
Понимание принципов работы поиска на Ozon помогает селлерам правильно работать со своим товаром, выстраивая всё так, чтобы люди могли быстро найти именно его.